Станца д’Элиодоро
1511-1514
Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма. 1511–1513
Фреска иллюстрирует ветхозаветный сюжет о том, как Илиодор — посланец сирийского царя Селевка IV Филопатора — явился в иерусалимский храм, чтобы забрать оттуда казну вдов и сирот (Вторая книга Маккавеев III: 21–28). В ответ на молитвы первосвященника Онии Бог послал всадника с двумя юношами, изгнавшими нечестивого царедворца. Композиция отличается исключительной динамикой и световыми эффектами, прежде несвойственными Рафаэлю. Это связывается с влиянием искусства Микеланджело и венецианской школы. Слева в кресле на носилках изображен заказчик фрески римский папа Юлий II. Его же черты приданы и первосвященнику Онии, молящемуся в глубине храма. Мужчина, несущий носилки папы с левой стороны, — сам Рафаэль. Академический совет признал, что копия Ф. Бруни «произведена с отличным вниманием и искусством, которое по справедливости ставит оную в число лучших копий со знаменитых творений вообще».
Месса в Больсене. 1512
Сюжет основан на легенде о чуде, случившемся в итальянском городе Больсена в 1263 году. Во время мессы богемский священник усомнился в таинстве Евхаристии. В следующий миг из гостии (освященного хлеба) потекла кровь, и раскаявшийся клирик вновь обратился к вере. В следующем, 1264 году, в ознаменование этого чудесного события папа Урбан IV учредил праздник Тела Христова (Corpus Domini). Культ Corpus Domini развивал папа Сикст IV, приходившийся дядей Юлию II, заказчику фрески. Сам Юлий II изображен справа от алтаря в качестве свидетеля чуда. За ним находятся прелаты и швейцарская гвардия папы. Эту специальную стражу Юлий II учредил в 1505 году.
Изведение апостола Петра из темницы. 1513–1514
Тематика росписей Станцы д’Элиодоро — божественное покровительство церкви. В «Деяниях апостолов» рассказывается о том, как св. Петр был освобожден из тюрьмы Ирода ангелом (Деяния апостолов XII: 5–11). Заказчик фрески папа Юлий II считал себя «спасителем папства» (Я. Буркхардт), и его ассоциации со св. Петром, почитавшимся первым папой, более чем прозрачны. Тем более, что до избрания понтификом Юлий был кардиналом, приписанным к римской церкви Сан Пьетро ин Винколи (Св. Петра в веригах). В этом храме хранятся оковы апостола Петра. Симметричная композиция объединяет три разновременные сцены, образованные вымышленной архитектурой темницы. В центре сияющий ангел будит спящего Петра, закованного в цепи. Справа небесный посланник проводит апостола мимо спящих стражей. В левой части фрески солдаты обнаруживают бегство пленника. Главным «героем» этой ночной сцены является свет, объединяющий композицию и сообщающий ей подлинно драматическое звучание. Это свет тройной природы: мистической (ангел), искусственной (факелы) и естественной (луна и заря).
Встреча папы Льва I с Аттилой. 1513–1514
Фреска изображает легендарный эпизод, связанный с вторжением в Италию гуннов в 452 году. Чтобы остановить завоевателей во главе с Аттилой, в Северную Италию выехал папа Лев I Великий. По преданию, в момент их встречи в небе появились апостолы Петр и Павел, вооруженные мечами. Пораженные увиденным, орды гуннов в страхе отступили. Место действия перенесено Рафаэлем в окрестности Рима. Первоначально Рафаэль изобразил Льва I с лицом папы Юлия II, но после смерти Юлия в 1513 году художник придал понтифику черты только что избранного папы Льва X. Однако новый папа уже был представлен на фреске в качестве кардинала Джованни Медичи (крайний слева). Таким образом, Лев X появляется в композиции дважды — как кардинал и как папа. Сюжет фрески отражает главную идею росписей Станцы д’Элиодоро — божественную защиту Церкви от ее врагов. Вероятно, заказчик произведения папа Юлий II хотел провести параллель с избавлением Рима от французов после поражения папских войск при Равенне в 1512 году.
Заполните форму
Error: Contact form not found.