Антон Павлович Лосенко (1737–1773)
Правосудие
Копия с оригинала Рафаэля (1520, зал Константина, Ватиканский дворец)
1768
Холст, масло

Аллегорическое изображение Правосудия представлено в виде женской фигуры в античном одеянии. Одна грудь женщины закрыта, другая оголена, что символизирует наказание и милость, расточаемые судом. Рукой женщина опирается на страуса. По представлениям античных натуралистов, эта птица считалась склонной забывать все естественные проявления любви, не заботясь даже о собственных яйцах, которые покидались ею сразу после того, как были отложены в песок. Рафаэль выбрал страуса атрибутом этой аллегории потому, что служители правосудия должны быть свободны от всех личных привязанностей, даже по отношению к своим детям. В другой руке женщина держит весы — символ меры и справедливости, беспристрастного «взвешивания» всех «за» и «против».

Антон Павлович Лосенко (1737–1773) — первый исторический живописец в русском искусстве. Его творчество — важная страница в истории отечественной культуры XVIII столетия. За свою недолгую жизнь — как и Рафаэль, он не дожил до 40 лет, — А. П. Лосенко сумел снискать славу блестящего рисовальщика и портретиста, основателя русской художественной педагогики и воспитателя плеяды замечательных мастеров живописи.

Во время своей пенсионерской поездки в Италию Лосенко выполнил первую в русском искусстве копию произведения Рафаэля, которая служила учащимся в качестве образца для «упражнения в колерах», то есть для изучения гармоничных цветовых сочетаний. За нее Лосенко получил звание «назначенного» в академики.

Заполните форму

Error: Contact form not found.