Фридрих Виганд (1800–1853)
Диспут (Спор о таинстве Причастия)
Копия с оригинала Рафаэля.
1835
Холст, масло
Рафаэлевский зал

Диспут (Спор о таинстве Причастия). 1509 — 1510

По заказу папы Юлия II Рафаэль расписал комнату Ватиканского дворца, позднее названную Станца делла Сеньятура. Фрески этой станцы иллюстрируют четыре области человеческого знания: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Фреска «Диспут» является воплощением теологии (богословия). Композиция произведения разделена на две части — небесную и земную. Вверху представлена Церковь Небесная, или Торжествующая, в центре которой Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель. Их окружают апостолы, святые и пророки, в том числе св. Петр (крайний слева с ключами), Адам (второй слева), св. Павел (крайний справа с книгой и мечом), Моисей (справа, со скрижалями). Над Христом находится Бог Отец с ангелами, под Иисусом — Святой Дух в виде голубя и путти с четырьмя Евангелиями. Внизу изображена Церковь Воинствующая. В центре, на алтаре, стоит дарохранительница с гостией — освященным хлебом для причастия. По обе стороны от алтаря расположены богословы, спорящие о таинстве Евхаристии. Среди них — учителя Церкви: св. Григорий Великий (с чертами папы Юлия II) и св. Иероним, сидящие слева от алтаря, св. Августин и св.  Амвросий справа. В правой части также представлены Фома Аквинский (в черно-белом одеянии доминиканца), папа Сикст IV (в золотом платье), Данте Алигьери (в красном) и Савонарола (в черном капюшоне). В левом углу лысый мужчина, облокотившийся на перила и читающий книгу, имеет черты выдающегося архитектора эпохи Возрождения Донато Браманте.

Джованни Вольпато (1735–1803)
по рисунку Джузеппе Кадеса (1750–1799)
Диспут
Копия с оригинала Рафаэля
1779
Гравюра резцом
Карл Павлович Брюллов (1799–1852)
Афинская школа
Копия с оригинала Рафаэля
1825–1828
Холст, масло
Рафаэлевский зал

Афинская школа. 1510–1511

«Афинская школа» представляет собой аллегорическое изображение светской философии. В идеальном храме Науки и Искусства, помещенном в Афинах — духовной колыбели античной цивилизации, — собраны выдающиеся философы и ученые древности. В центре изображены Платон и Аристотель. В левой части фрески среди прочих находятся Сократ (приводя аргументы, загибает пальцы), Эпикур (в венке из виноградных листьев), Пифагор (пишет в книге) и Гераклит (опирается на руку). Справа на ступенях лежит Диоген, Эвклид измеряет циркулем геометрическую фигуру, беседуют между собой Заратустра с небесной сферой и Клавдий Птолемей — с земной. В образах философов древности Рафаэль представил портреты своих современников — художников, скульпторов и архитекторов, так называемых «титанов Возрождения». Так, считается, что для Платона моделью послужил Леонардо да Винчи, для Гераклита — Микеланджело, а для Эвклида — Браманте. В крайнем правом углу фрески Рафаэль изобразил себя вместе со своим помощником Содомой. Карл Брюллов писал, что «Афинская школа» «заключает в себе почти все, что входит в состав художества: композицию, связь, разговор, действие, выражение, противоположность характеров, благородство Аристотеля, простота Сократа, цинизм Диогена; простота, соединенная с величественным стилем, натуральность освещения, жизнь всей картины, — все сие кажется достигшим совершенства». В этих  словах — смысл искусства не только Рафаэля, но и самого Брюллова. Ведь Брюллов в своем письме создает образ абсолютного произведения искусства, который, по мнению русского художника, нашел воплощение именно в этой работе Рафаэля. Художник приходит к выводу, что «сие единственное творение гения, преисполненное глубочайшего рассудка и обработаннейшего вкуса, ведет художника гораздо надежнее к цели, нежели все академии…». Еще за несколько месяцев до окончания работы над копией у Брюллова возник замысел большой исторической картины. Сюжетом ее стала история о гибели Помпеи. Впоследствии живописец признавался, что он решился писать огромную картину только после успешного копирования фрески Рафаэля. Лишь приобретенный в ходе копирования опыт позволил живописцу приступить к выполнению грандиозной задачи. Этот процесс отразили слова Александра Сергеевича Пушкина (1836), сказанные после личного общения с художником: «Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал Афинскую школу Рафаэля, а между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея…» Российское посольство заплатило художнику за копию 10 000 рублей, еще 5 тысяч добавил император Николай I. Кроме того, монарх пожаловал Брюллову орден Св. Владимира 4-й степени, что было небывалым случаем, ибо художнику 14- го класса такой орден не полагался (его давали, начиная с 11-го класса).

Джованни Вольпато (1735–1803)
по рисунку Джузеппе Кадеса (1750–1799)
Афинская школа
Копия с оригинала Рафаэля
1770–1777
Гравюра резцом
Иоганн Гофман (первая половина XIX века)
Парнас
Копия с оригинала Рафаэля 1831–1833
Холст, масло
Рафаэлевский зал

Парнас. 1510–1511

Композиция «Парнас» является воплощением поэзии. Сцена представляет собой изображение горы Парнас, которая, согласно греческой мифологии, являлась домом Аполлона и муз. На вершине холма, у Кастальского ключа, дарующего вдохновение, сидит Аполлон, увенчанный лавром и играющий на лире да браччо. Его окружают музы, поэты древности и современности. Надежной идентификации подвергаются лишь избранные персонажи в левой части фрески. На одном уровне с музами стоят три великих эпических поэта — Гомер (в синих одеждах), Данте (в красном) и Вергилий, справа от которого, возможно, его комментатор Стаций. Полагают, что за основу облика Гомера Рафаэль взял лицо Лаокоона из античной скульптуры «Лаокоон и его сыновья», найденной в Риме в 1506 году. Ниже — Петрарка (в капюшоне) и Сапфо (держит свиток со своим именем). Рядом с Сапфо, вероятно, стоит Анакреонт. В правой верхней группе поэтов, возможно, изображены Тебальдео, Боккаччо, Ариосто, Тибулл и Проперций, ниже, согласно некоторым гипотезам, — Овидий (приложил палец к губам), Саннадзаро и Гораций (сидит).

Джованни Вольпато (1735–1803)
по рисунку Стефано Тофанелли (1752–1812)
Парнас
Копия с оригинала Рафаэля
1770–1777
Гравюра резцом
Степан Францевич Деладвез (Де Ладвез) (1817–1854/55)
Сила, Благоразумие и Умеренность
Копия с оригинала Рафаэля
1850
Холст, масло
Рафаэлевский зал

Люнеты, своды, потолок.

Основные христианские добродетели включали в себя три «теологические» (богословские) — Веру, Надежду, Любовь, и четыре «главные» — Справедливость, Благоразумие, Силу и Умеренность. В Станце делла Сеньятура тема Правосудия представлена Рафаэлем (кроме двух сюжетных композиций) аллегориями «главных» добродетелей, которые символизируют нравственное содержание Закона. Три добродетели — Сила, Благоразумие и Умеренность — изображены в люнете южной стены, а четвертая — Справедливость — на своде. В левой части фрески Сила, закованная в броню, гладит левой рукой льва, а правой сжимает ствол дуба. Лев — символ мощи. Дуб тоже символизирует силу и, кроме того, отсылает к римской семье Делла Ровере, из которой происходил заказчик росписи папа Юлий II. В центре сидит Благоразумие. На ее груди изображение крылатой Горгоны, призванное отразить обман и мошенничество. Подобно двуликому богу Янусу, голова аллегории имеет два лица, данные в профиль. Ее юное женское лицо смотрит в зеркало, что означает мудрость и знание настоящего. Обращенное назад лицо старика вглядывается в прошлое для здравого суждения, основанного на опыте. Справа расположена аллегория Умеренности. Она держит уздечку — символ сдерживания страстей. Считается, что из пяти путти, изображенных в композиции, три являются воплощением «теологических» добродетелей: Веры, Надежды и Любви. Путто, представляющий Любовь, собирает желуди с дубовой ветви. Рядом с аллегорией Благоразумия путто с пылающим факелом олицетворяет Надежду. Путто, воплощающий Веру (рядом с аллегорией Умеренности), правой рукой указывает на небо — место обитания Бога и истины.

Федерико Зейферт по рисунку Никколо Ортиса
Сила, Благоразумие и Умеренность
Император Юстиниан, издающий свод законов
Папа Григорий IX издает декреталии
Копия с оригинала Рафаэля и мастерской
XIX век
Гравюра резцом
Канут Иванович Русецкий (1801–1860)
Адам и Ева (Грехопадение)
Копия с оригинала Рафаэля
До 1829 года
Холст, масло

На своде Станцы делла Сеньятура Рафаэль в виде тондо (в круге) выполнил с участием учеников четыре аллегорические фигуры — Теологии, Философии, Поэзии и Правосудия (Справедливости). Аллегории представлены в виде прекрасных девушек с атрибутами в руках. Их сопровождают путти, держащие таблички со словами из кодекса законов императора Юстиниана (Теология, Философия, Правосудие) и «Энеиды» Вергилия (Поэзия). Олицетворение Теологии с книгой — символом мудрости — фланкировано двумя путти с табличками, на которых написано «divinarum rerum notitia» («знание божественных вещей»). Фигура Философии облачена в платье цветов четырех элементов мироздания (снизу вверх — Земля, Вода, Огонь и Воздух). В ее руках две книги — «Moralis» («Моральный (закон)») и «Naturalis» («Естественный/природный (закон)»). Она сидит на троне, украшенном двумя статуэтками Дианы Эфесской — персонификации плодородия. В руках путти — таблицы со словами «causarum cognition» («познание причин»). Воплощение Поэзии предстает в виде крылатой женщины, увенчанной лавровым венком. В ее руках книга и лира, символизирующие мудрость и поэтическое ремесло. На таблицах слова «numine afflatur» («божественное вдохновение»). В руках Правосудия (Справедливости) меч — символ справедливого наказания, и весы, означающие беспристрастный суд. Путти держат таблички со словами «juus suum unicuique tribuit» («справедливость воздается каждому»). Рядом с аллегориями расположены четыре прямоугольные композиции, также соответствующие указанным областям человеческой деятельности. Из них на выставке представлены две — «Адам и Ева (Грехопадение)» и «Аполлон и Марсий (Наказание Марсия)», которые соотносятся, соответственно, с Теологией и Поэзией.

Канут Иванович Русецкий (1801–1860)
Аполлон и Марсий (Наказание Марсия)
Копия с оригинала Рафаэля
До 1829 года
Холст, масло
Канут Иванович Русецкий (1801–1860)
Теология
Копия с оригинала Рафаэля
До 1829 года
Холст, масло
Канут Иванович Русецкий (1801–1860)
Философия
Копия с оригинала Рафаэля
До 1829 года
Холст, масло
Канут Иванович Русецкий (1801–1860)
Поэзия
Копия с оригинала Рафаэля
До 1829 года
Холст, масло
Канут Иванович Русецкий (1801–1860)
Правосудие (Справедливость)
Копия с оригинала Рафаэля
До 1829 года
Холст, масло

Заполните форму


    Обращаем Ваше внимание! Отправка заявки в электронной форме не является гарантией приема группы в указанное время. Для подтверждения заказа с Вами свяжутся специалисты музея.

    Нажимая кнопку "Отправить" вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных