Алексей Тарасович Марков (1809–1878)
Пожар в Борго
Копия с оригинала, выполненного Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Джованни да Удине по эскизам Рафаэля
1850
Холст, масло
Рафаэлевский зал

Пожар в Борго. 1514–1517

Сюжетом фрески стала легенда из истории Рима. В 847 году страшный пожар вспыхнул в городском предместье Борго. Пламя не могли усмирить, пока папа Лев IV, выйдя в Лоджию Благословения Ватиканского дворца, чудесным образом не потушил огонь. На первом плане, в обрамлении классической архитектуры, показана сцена пожара. В фигурной группе слева ученые видят отсылки к эпической поэме «Энеида» Вергилия. Там описывается горящая Троя и бегство из нее Энея, который считался легендарным предком римлян. Также предполагается, что выбранная тема намекает на политические реалии XVI века и на умиротворяющую роль заказчика папы Льва X в войнах между христианскими державами. В глубине группа женщин с детьми обращается с мольбой о помощи к понтифику, стоящему в лоджии. Левее виден фасад старой базилики Св. Петра (основана в 324 году, снесена в начале XVI века), украшенный мозаикой. Композиция фрески отличается повышенной динамикой и театрализацией. На трактовку мужских фигур оказал влияние героический стиль потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.

Джованни Вольпато (1735–1803)
по рисунку Бернардино Нокки (1741–1812)
Пожар в Борго
Копия с оригинала, выполненного Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Джованни да Удине по эскизам Рафаэля
1770–1777
Гравюра резцом
Джулио Романо (1499–1546), Джанфранческо Пенни (1488/1496–1528) и Джованни да Удине (1487–1564) по эскизам Рафаэля
Клятва Льва III
1514–1517
Собрание Музеев Ватикана

Клятва Льва III

На фреске изображен судебный процесс, состоявшийся в римской базилике Святого Петра 23 декабря 800 года. На нем папа Лев II был обвинен в проступках племянниками своего предшественника Адриана I. Во время разбирательства голос свыше произнес слова: «Бог судит епископов, а не люди». Собравшиеся прелаты заявили, что они не могут судить папу, после чего Лев добровольно дал клятву очищения. Как и на других фресках станцы, папа изображен в образе Льва X. Свидетелем этого события стал император Карл Великий, представленный слева с золотой цепью. Фреска непосредственно связана с решением V Латеранского собора, состоявшегося в 1516 года. Собор подтвердил буллу «Unam sanctam» (1302) папы Бонифация VIII, в которой был утвержден принцип ответственности папы только перед Богом.

Луиджи Фабри (1778–1835)
по рисунку Томмазо Минарди (1787–1871)
Клятва Льва III
Копия с оригинала, выполненного Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Джованни да Удине по эскизам Рафаэля
Первая треть XIX века
Гравюра резцом
Джулио Романо (1499–1546), Джанфранческо Пенни (1488/1496–1528) и Джованни да Удине (1487–1564) по эскизам Рафаэля
Битва при Остии
1514–1517
Собрание Музеев Ватикана

Битва при Остии.

Фреска посвящена битве, произошедшей в Остии в 849 году, когда галеры Неаполитанского герцогства и морских республик Амальфи, Гаэты и Сорренто пришли на помощь папе Льву IV. Они атаковали сарацинский флот, который планировал подняться по Тибру, чтобы разграбить Рим. На фреске папа Лев IV с чертами папы Льва X благодарит Бога после того, как арабские корабли были уничтожены в ходе битвы и шторма. Позади папы изображены два кардинала — Биббиена (справа) и Джулио Медичи, будущий папа Климент VII. На переднем плане можно видеть нескольких пленников-мусульман, которых высаживают из лодки и приводят к понтифику. На дальнем плане представлены крепость Рокка ди Остия и битва между двумя флотами.

Луиджи Фабри (1778–1835)
по рисунку Томмазо Минарди (1787–1871)
Битва при Остии
Копия с оригинала, выполненного Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Джованни да Удине по эскизам Рафаэля
Первая треть XIX века
Гравюра резцом
Джулио Романо (1499–1546), Джанфранческо Пенни (1488/1496–1528) и Джованни да Удине (1487–1564) по эскизам Рафаэля
Коронация Карла Великого
1514–1517
Собрание Музеев Ватикана

Коронация Карла Великого.

Коронация Карла Великого папой Львом III состоялась в канун Рождества 800 года в базилике Святого Петра в Риме. Папа имеет черты Льва X, а император — французского короля Франциска I, что связано с конкордатом между Святым Престолом и Королевством Франция, подписанным в Болонье в 1515 году. По сообщению историка искусства Джорджо Вазари, в образе пажа, который стоит на коленях рядом с императором и держит королевскую корону (замененную папой на императорскую), представлен юный Ипполито Медичи, племянник папы Льва Х и будущий правитель Флоренции.

Луиджи Фабри (1778–1835)
по рисунку Томмазо Минарди (1787–1871)
Коронация Карла Великого
Копия с оригинала, выполненного Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Джованни да Удине по эскизам Рафаэля
Первая треть XIX века
Гравюра резцом

Заполните форму


    Обращаем Ваше внимание! Отправка заявки в электронной форме не является гарантией приема группы в указанное время. Для подтверждения заказа с Вами свяжутся специалисты музея.

    Нажимая кнопку "Отправить" вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных