О чем молчат предметы
Музей-квартира И. И. Бродского приглашает на цикл встреч, в ходе которых вы узнаете, о чем молчат, но могли бы поведать предметы музейной экспозиции. По традиции, которая берет свое начало еще со времен Бродского, встречи будут проходить в музее по четвергам. Участники смогут ближе познакомиться с отдельными предметами, а некоторые из них даже подержать в руках.
«Ковчежец для писем». Подарок любимого учителя. Взаимоотношения Исаака Бродского и Ильи Репина.
04 апреля в 19:30 (четверг)
Исаак Бродский в Европе.
18 апреля в 19:30 (четверг)
«Этюдник и краски». Исаак Бродский и история производства художественных материалов.
30 мая в 19:30 (четверг)
«Стол в Смольном». История создания культовой картины «Ленин в Смольном».
27 июня в 19:30 (четверг)
Гран-при Всемирной выставки 1937 года.
25 июля в 19:30 (четверг)
«Дедушкино кресло». Сеанс позирования для любимых
учеников. Портреты Исаака Бродского, созданные его знаменитыми
современниками.
29 августа в 19:30 (четверг)
«Ворошилов на фоне брейгелевского пейзажа». Как создавались монументальные картины Исаака Бродского.
26 сентября в 19:30 (четверг)
«Наследница таланта». Лидия Бродская — история зарождения
художественной династии Бродских.
31 октября в 19:30 (четверг)
«От доходного дома до квартиры официального художника». История
дома на площади Искусств.
28 ноября в 19:30 (четверг)
Первая встреча: «Ковчежец для писем». Подарок любимого учителя. Взаимоотношения Исаака Бродского и Ильи Репина
04 апреля в 19:30 (четверг)
Откроет цикл рассказ об одном из самых интересных экспонатов в коллекции музея И. И. Бродского. «Ковчежец для писем»стал прощальным подарком, который Исаак Бродский получил от любимого учителя Ильи Репина в 1926 году. Художников связывала долгая дружба, длившаяся почти три десятилетия. О знаменитом учителе Бродский говорил так: «Репин для меня такая же величина в искусстве, как Рембрандт, как Веласкес». Их последняя встреча состоялась в 1926 году, когда Бродский вместе с делегацией отправился в Финляндию, в усадьбу Репина «Пенаты», для решения вопроса о переезде Ильи Ефимовича в Советский Союз. Репин, как известно, так и не вернулся на Родину, а «Ковчежец», подаренный Бродскому, стал не только ценным музейным экспонатом, но и трогательным свидетельством дружбы двух художников.
Вторая встреча: Исаак Бродский в Европе.
18 апреля в 19.30 (четверг)
Следующая встреча будет посвящена заграничным поездкам Исаака Бродского. За свою жизнь художнику удалось несколько раз побывать в Европе. Первые поездки состоялись сразу после окончания Академии художеств. В качестве “пенсионера” Бродский получил возможность посетить главные художественные центры Европы — Францию, Италию, Германию, Австрию, Англию, Грецию и Турцию. Во время путешествий Бродский успевал не только изучать классику, но и знакомился с актуальным искусством. На встрече мы поговорим о том, какое впечатление произвел на Бродского легендарный “Салон Независимых”, как ему удалось повстречать живую легенду Франции скульптора Огюста Родена и почему Максим Горький уговаривал художника расстаться “с петербургской его императорского величества грязью” и приехать к нему в Италию, в “уездный город Капри”.
Третья встреча: «Этюдник и краски». Исаак Бродский и история производства художественных материалов.
30 мая в 19.30 (четверг)
На третьей встрече из цикла вы узнаете о малоизвестной стороне жизни Исаака Бродского, а именно о его вкладе в производство отечественных художественных материалов. В 1934 году был создан знаменитый Ленинградский завод художественных красок (ныне “Невская палитра”), обеспечивавший материалами почти всех художников страны. Бродский был назначен на пост председателя художественного совета и вел активную работу по созданию красок, которые должны были не уступать по качеству заграничным образцам.
Четвертая встреча: «Стол в Смольном». История создания культовой картины «Ленин в Смольном».
27 июня в 19.30 (четверг)
Картина “Ленин в Смольном” является знаковой работой в творчестве Исаака Бродского. Уже при жизни художника она стала одним из символов советского искусства в мировом масштабе. Выставки в Италии, Турции и Америке служат тому подтверждением. На Родине картина стала настоящим бестселлером, общий тираж репродукций “Ленина в Смольном” составил более пяти миллионов экземпляров, а авторский гонорар Бродского составил почти сто тысяч рублей. О феномене популярности культовой картины мы поговорим на четвертой встрече из цикла “О чем молчат предметы”. У вас будет возможность увидеть авторскую копию произведения, а также предмет мебели, “позировавший” Бродскому.
Пятая встреча: Гран-при Всемирной выставки 1937 года.
25 июля в 19.30 (четверг)
Еще один уникальный музейный экспонат — диплом Гран-при Всемирной выставки 1937 года — станет главным героем пятой встречи из цикла “О чем молчат предметы”. Парижская выставка, проходившая под девизом: “Искусство и техника в современной жизни” стала настоящим триумфом для советского искусства. В павильоне СССР, популярность которому принесла скульптурная группа Веры Мухиной “Рабочий и колхозница”, было показано монументальное полотно Исаака Бродского, посвященное выступлению В. И. Ленина на Путиловском заводе. За эту работу художник получил Гран-при выставки.
Шестая встреча: «Дедушкино кресло». Сеанс позирования для любимых учеников. Портреты Исаака Бродского, созданные его знаменитыми современниками.
29 августа в 19.30 (четверг)
Рассказ пойдет о кресле из мебельного гарнитура викторианской эпохи, на котором Бродский позировал нескольким художникам и ученикам.
В предчувствии близкой смерти художника друзья уговорили его позировать им для портретов.
Тогда был Лактионовым написан портрет, который вполне заслуженно считается лучшим его портретом и одновременно одной из наиболее значительных портретных работ Лактионова. Сам Лактионов позже вспоминал: «Когда я закончил портрет, и Бродский увидел его, он сказал: „Теперь можно, пожалуй, и умирать“». И, конечно же, речь пойдет о Бродском как учителе, воспитавшем плеяду известных мастеров советской живописи, таких как А. Лактионов, Ю. Непринцев, А. Яр-Кравченко и др.
Седьмая встреча: «Ворошилов на фоне брейгелевского пейзажа». Как создавались монументальные картины Исаака Бродского.
26 сентября в 19.30 (четверг)
В 1937 году Бродский создал последнюю монументальную картину под названием «К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке». Эта работа стала своего рода лебединой песней художника, именно в ней сошлись две магистральные линии его зрелого творчества — жанр официального портрета и фантазийный зимний пейзаж, любовь к которому Бродский пронес через всю жизнь. Сам художник признавался, что почти все зимние пейзажи были созданы им по памяти и представляли из себя свободные художественные композиции. Абсолютно иначе художник подходил к работе над портретом Ворошилова, для точного воссоздания образа маршала на картине Бродскому в мастерскую были доставлены его лыжи, палки и костюм. На шестой встрече из цикла мы поговорим о том, где и как Бродский работал над подобными монументальными картинами. Также у вас будет возможность увидеть уникальные архивные фото- и видеоматериалы о процессе создания картины «К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке».
Восьмая встреча: «Наследница таланта». Лидия Бродская — история зарождения художественной династии Бродских.
31 октября в 19.30 (четверг)
Предпоследняя встреча цикла будет посвящена дочери художника Лидии Исаковне и истории возникновения творческой династии Бродских. За свою долгую жизнь Лидия Бродская успела попробовать себя в разных сферах искусства. В молодости ей пророчили большое будущее на сцене, она училась в Академии балета у самой Агриппины Вагановой вместе с легендарной Галиной Улановой. Но настоящую славу ей принесла живопись. Выставки пейзажей Бродской устраивались не только на родине, но и во многих странах мира. На восьмой встрече вы узнаете как развитию таланта Лидии Бродской способствовал автор культовой картины «Снова двойка», какие отношения связывали ее с семьей знаменитой балерины Майи Плисецкой и как сложилась судьба остальных потомков Исаака Бродского.
Девятая встреча: «От доходного дома до квартиры официального художника». История дома на площади Искусств.
28 ноября в 19.30 (четверг)
Закончит цикл встреча, посвященная истории дома, в котором располагается музей. Художник был далеко не первым владельцем квартиры на площади Искусств. В 30-е годы XIX века здесь зарождался легендарный музыкально-литературный салон братьев Виельгорских, который посещали Пушкин, Ференц Лист, Михаил Глинка и другие выдающиеся люди своего времени. Спустя ровно сто лет в эту квартиру переехал Исаак Бродский, и возродил традицию художественных и музыкальных салонов, квартира вновь стала центром культурной жизни города.