Рубеж 1950–1960-х годов — это особая страница в истории советского искусства. Именно в этот период происходит поворот к оттепели; параллельно развивается так называемый суровый стиль, появляется неофициальное искусство, формируются элементы нового большого стиля. Картина, желая быть созвучной духу момента, претерпевает сквозные изменения. Конечно, установка на реализм сохраняется, но меняются фабулы и изобразительные приемы станковой живописи. Художники ищут место субъективности в лабиринтах реализма. Поэтому искусство этого периода ознаменовано поворотом к лирическим мотивам; писать картины в этом контексте — означает исследовать различные способы тонкой визуализации эмоциональности. 

Лекции Александра Кибасова, проходящие в рамках выставочного проекта «Образы счастья», посвящены иконографии эмоций в советском искусстве этого периода. На первой лекции — «Меланхолия в советском искусстве», которая пройдет 26 февраля, будет обсуждаться репертуар меланхолической образности советского искусства рубежа 1950–1960-х годов. Тема меланхолии для искусства 1940-х была во многом заповедной территорией, а в 1950-е здесь были сделаны интересные открытия.

Лекция «Этика счастья в советском искусстве», которая пройдет 12 марта, посвящена противоположному полюсу — иконографии счастья. У счастья в советском искусстве была особая традиция, восходящая к образцам классики и кича. Попробуем разобраться, пытались ли живописцы 1950–1960-х годов преодолеть императивно-типовой образ счастья и что из этого получалось.