В Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств хранится бесценное собрание произведений крупнейшего мастера ХХ столетия – Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988). Моисеенко – художник уникальный, по-своему загадочный и, во всяком случае, неповторимый. В Советском Союзе ему принадлежали все возможные для художника высшие почести и награды: Герой социалистического труда, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств, профессор-руководитель творческой мастерской, кавалер многих орденов, лауреат всех возможных премий, депутат разных съездов… Работы Е.Е. Моисеенко уже при его жизни приобретались всеми крупнейшими музеями страны, о нем писали книги, снимали фильмы. И при всём этом Е.Е. Моисеенко категорически невозможно назвать «конформистом». Совесть и красота – вот два мерила, две опоры, на которых держались творчество и сама жизнь Е.Е. Моисеенко. Совесть – никогда не позволявшая идти на компромиссы, позволявшая писать и рисовать только то, что он сам видел в жизни, и только так, как он это видел. Творчество Е.Е. Моисеенко очень смело и своеобразно – и по изобразительной манере, и по тематике, но самое главное – по глубочайшей смысловой, философской наполненности, неизменно вызывавшей восторженный интерес публики и настороженную реакцию официальных критиков. Моисеенко писал о юности и старости, горе и радости, движении и покое, во всём доискиваясь глубинного, истинного смысла, и во всём неизменно находя красоту. Красота была для него жизнью, а жизнь – красотой. Е.Е. Моисеенко был, пожалуй, самым несоветским художником в последнем поколении больших мастеров советской художественной школы – поколении, молодость которого пришлась на страшные годы Великой Отечественной войны.


Война определила и судьбу Е.Е. Моисеенко. В первые дни войны студент Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств Моисеенко записался в народное ополчение и вскоре разделил трагическую судьбу большинства ополченцев: поражение в первых боях и страшный фашистский плен. После почти четырёх лет неволи, Моисеенко был освобождён союзниками, добровольно интернировался в СССР, вновь призван на военную службу и ещё успел повоевать в рядах кавалерийского корпуса. Затем – возвращение в Ленинград, восстановление в Институте, учёба, блестящий диплом – большая картина «Генерал Доватор». Несколько лет тяжёлых творческих поисков. В позднесталинские годы от художников жестко требовали работать исключительно в традициях «социалистического реализма», а творческий дар Моисеенко и его художественная совесть требовали совсем другой манеры и стилистики, Наконец, со второй половины 1950-х гг. – работа, работа неустанная, ненасытная, приносящая признание, но тем лишь подталкивающая требовать от себя ещё больше. Творческое наследие Е.Е. Моисеенко огромно – до 2 тысяч живописных работ и свыше 15 тысяч рисунков. Судьба его сложилась счастливо. Ставшие классикой ХХ века картины «Первая конная»(1957), «Красные пришли»(1961), «Земля»(1964), «Товарищи»(1964), «Сергей Есенин с дедом»(1964), «Черешня»(1969), «Матери, сестры»(1967), «Август»(1977-1980), «Памяти поэта»(1985), и многие другие композиции, а также портреты, натюрморты, пейзажи нашли свое место во многих музеях страны. Значительная же часть произведений мастера оставалась в мастерской, там, где они создавались. Это были картины, пейзажи, портреты, натюрморты, многие из которых не раз выставлялись на периодических и персональных выставках, публиковались в монографиях, альбома, журналах. Часть же работ оставалась известной лишь небольшому кругу специалистов и друзей художника. В мастерской хранилось и колоссальное количество рисунков. Все это богатство, после ухода из жизни художника, бережно хранила его вдова, известный ленинградский скульптор Валентина Лаврентьевна Рыбалко. После ее кончины на какое-то время судьба художественного наследия Моисеенко оказалась неопределенной. Валентина Лаврентьевна не оставила официального завещания, не оказалось и прямых наследников. Первым, позаботится о наследии Моисеенко, предложил Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств (Музей Академии художеств). Инициатива Музея не была случайной и спонтанной реакцией на сложившуюся ситуацию. Уместно вспомнить, что одной из самых ярких страниц в его истории являлось именно коллекционирование русского изобразительного искусства. В его собрании хранились лучшие произведения воспитанников Академии художеств: А. Лосенко, К. Брюллова, О. Кипренского, А. Иванова И. Репина, В. Поленова и многих других русских живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов. Творчество Моисеенко и вся его жизнь всегда была тесно связана с Академией художеств. Один из лучших ее воспитанников ХХ века, талантливый, яркий и любимый педагог, он был лидером и ленинградского искусства и художественной школы. В музее Академии художеств экспонировалась, а затем вошла и в постоянную экспозицию его первая большая картина – дипломная работа «Генерал Доватор». Евсей Евсеевич любил музей. Он приходил на выставки, выступал на вернисажах, участвовал во встречах со зрителями. Теперь его участие в жизни музея продолжает бытование его наследия.

Собрание произведений Моисеенко действительно уникально. Оно разнообразно и представляет все периоды творчества мастера. Среди произведений такие известные картины как «Продавщица»(1955), «Есенин с дедом»(1964), «Мать»(1968), «Утро»(1969), «Купальщицы»(1975), «У поленницы»(1981), «Мелодия»1988), «Пушкин и цыганка»(1988), портреты В.Л. Рыбалко(1964), «Наташа в шезлонге»(1968), «Женщина в красном»(1980), пейзажи «Над Волховом»(1971), «Рыбацкий домик(1972), «Мостик в Гренаде»(1975), «Крыши Парижа»(1977), «Натюрморт с рисунком А.С. Пушкина»(1970-е), «Натюрморт с мандолиной»(1974) и многие другие. Особый раздел составляют эскизы и этюды, а их сотни в собрании, в которых он как бы беседовал сам с собой, рассуждал и думал так, как воспринимал событие или человека в тот или иной момент и как позднее они переосмысливались в законченных композициях.
Буквально неисчерпаемым источником для изучения творчества Моисеенко является и собрание рисунка. Художник рисовал постоянно. Регулярные «штудии» обнаженной женской и мужской модели, эскизы картин, натюрмортов, портретов. Его карандаш с завидным упорством переносил на бумагу окружающий его мир. Ему все равно было, какой перед ним был лист: коричневый кусок оберточной бумаги, ватман, обложка от блокнота, оборот конверта, лист рафинированной французской бумаги. На таком материале появлялись удивительные по своей содержательности эскизы композиций, которые потом становились большими произведениями. Среди рисунков встречаются целые циклы, которые можно назвать искусством ради «искусности». Так виртуозны, отвлеченные от какой-либо конкретности их композиции. Какой-то угадывающийся античный мотив, почти утратившие свои очертания вазы или музыкальные инструменты, ветка яблони, в сложном ракурсе… Все красиво, насыщенно, изыскано.

Разнообразное и обширное наследие Моисеенко востребовано. Оно дает возможность постоянно делать выставки, проводить методические занятия со студентами художественных институтов и училищ. Незаменимо оно и для исследователей изобразительного искусства.

Хранящиеся в Музее Академии художеств собрание произведений Е.Е. Моисеенко, раскрывает могучую творческую натуру художника во всём многообразии её проявлений: как автора больших картин и пейзажиста, как мастера жанровой сцены и непревзойдённого портретиста, как тонкого лирика и блестящего, редкого в ХХ веке рисовальщика.

Заполните форму