Зима как сюжет искусства привлекла внимание художников уже в эпоху Возрождения. Огромное влияние на развитие европейского пейзажа в целом и зимнего в частности оказало творчество великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30 — 1569). В традиции Брейгеля и фламандской живописи выдержан «Зимний пейзаж» Габриэля Перелля. Зимняя природа показана в состоянии тягостного оцепенения. Деревья неподвижны и точно погружены в глубокий сон. Свет вечернего солнца, безнадежно спорящий с наступлением огромной черной тучи, наполняет сцену неизбывной печалью. 

Противоположный по настроению поджанр, тоже восходящий к искусству Брейгеля, — «развлечения на льду», был особенно распространен в Голландии XVII века. В таких работах перед зрителем возникает вид замерзшей реки или канала, где превратились в конькобежцев представители всех возрастов, профессий и сословий. В Нидерландах катание на коньках было не просто видом спорта, но частью жизненного уклада, одним из непременных атрибутов зимней жизни. Гравюра Корнелиса Плоса ван Амстела сделана по рисунку известнейшего мастера этого поджанра Хендрика Аверкампа. Особенностью этого листа является то, что на нем представлены король и королева Богемии, изгнанные из своей страны и нашедшие приют в Голландии. 

Традиции XVII века обрели вторую жизнь в творчестве пейзажистов XIX столетия. Например, в гравюре Иоганна Вёльфле по оригиналу Андреаса Схелфхаута изображен зимний ландшафт, «населенный» людьми, которые заняты своими повседневными делами. Однако в соответствии с канонами романтического века в этом притягательном «домашнем» образе зимы чувствуются нотки меланхолии и грусти. Тем же настроением проникнута и литография Карла Федерле по полотну Рихарда Циммермана «Деревенская кузница зимой». Напротив, лист «Развалины мельницы» этих же авторов поражает ощущением застылости и гнетущей тишины, трактовка зимней природы здесь явно связана с символикой сна и смерти.

«Зимний пейзаж» монограммиста G. R. восходит к искусству выдающегося немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Эта работа выделяется чувством тоски и одиночества, возникающего при взгляде на согбенную фигуру странника, которого окружают заснеженные стволы деревьев. Темное, низко нависшее небо освещает сцену призрачным светом, сообщающим всему какой-то мертвенный оттенок. В сознании художника зима, по-видимому, связывалась с философской идеей умирания природы и одиночества человека.

Аллегорические воплощения зимы часто были связаны с бытовым жанром. В отдельно стоящей фигуре зимними атрибутами могли быть меховые одежды, коньки и жаровня — всё, что мы видим на рисунке неизвестного мастера XVIII (?) века. В гравюре Джона Огборна по рисунку Уильяма Гамильтона зимнее время воплощено в виде жанровой сцены с костром. Аллегорический подтекст нередко был свойствен и архитектурным сооружениям. Так, в проекте фонтана Жан Шарля Делафосса, возможно предназначенного для сада или парка, зимняя тема выражена наплывами льда, в которые превратились водяные струи.