В год 180-летия со дня рождения Ильи Ефимовича Репина Музей Академии художеств представляет уникальный проект «Репин. Детали». Впервые в истории выставочной деятельности в одном пространстве собраны предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И.  Е.  Репина «Пенаты» и   картины И. Е. Репина из многих российских музейных собраний. Таким образом, перед зрителем возникнет творческая «кухня» великого русского художника, и в известной мере реконструируется потаенный процесс кристаллизации художественного произведения.

Эта редкая возможность возникла в результате того, что дом Репина в Музее-усадьбе «Пенаты» закрывается на реконструкцию и на некоторое время расстается со своими экспонатами. Вещи, окружавшие мастера в жизни и вдохновлявшие его работы, теперь послужат новой «реконструкции», в которой зритель словно приглашается в мастерскую художника и участвует в создании его знаменитых полотен.

Многочисленные исследования творчества И. Е. Репина, эпистолярное наследие художника и воспоминания его современников свидетельствуют о скрупулезной подготовке мастера к написанию картин в различных жанрах. И. Е. Репин изучал историческую литературу, консультировался с историками, этнографами, подготавливал и собирал предметы быта и костюмы для персонажей будущей картины. Часть такого материала сохранилась в собрании Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». Это «кобеняк с видлогою», бандура и фитильное ружье, изображенные на картине «Запорожцы», расписанные от руки самим художником сапоги, которые мы видим на полотне «Иван Грозный и сын его Иван», римские доспехи и привезенные из Палестины арабские абы для цикла о Христе и многие другие предметы.

Именно эти вещи позволяют открыть новые сведения о давно, казалось бы, изученных произведениях, а также уточнить датировки и место написания многих картин. Например, ваза работы Михаила Врубеля, изображенная на одном из портретов Наталии Нордман, позволяет утверждать, что он написан не в Италии, а в Пенатах. В свою очередь, история создания картин Репина дает уникальную возможность установить происхождение и самих вещей. Так, мавританский стул, хранящийся в собрании «Пенатов», изображен на картине «Негритянка», исполненной художником в Париже во время пенсионерской поездки, а значит, был привезен им из Франции.

Но детали — это не только конкретные вещи, это попытка детализации жизни художника и его окружения с помощью воспоминаний, фотографий, писем Ильи Репина, членов его семьи, друзей и знакомых. Такое рассматривание «под лупой» можно применить и к дипломной работе Репина, ставшей частью знаменитого «золотого выпуска» 1871 года.

Это и воспоминания живописца, где раскрываются трагические детали процесса создания картины «Воскрешение дочери Иаира», и сопоставление с Василием Поленовым, однокашником по Академии художеств, где начался творческий путь великого мастера.

Своего рода «расширенное смотрение» — метод, сформулированный М. В. Матюшиным и предполагавший, в том числе, взаимодействие предметов и пространства, — стал основным принципом показа на этой выставке. Рассматривая, казалось бы, незначительные детали, от слова до предмета, связанные с личностью И. Е. Репина, в сопоставлении с выдающимися произведениями великого художника, визуализируя его микро- и макромиры, можно попытаться приблизиться одновременно с нескольких сторон к пониманию такого уникального «пространственно-временного явления», как Илья Репин.


Информационные партнеры выставки — Информационное агентство «Интерфакс», газета «Metro», Телеканал «Санкт-Петербург» и ВГТРК «Радио России».