На выставке «Вигвам в Пенатах» представлены фотографии и бытовые предметы, рассказывающие о доме с загадочным названием «Вигвам», который находился на территории усадьбы «Пенаты» и принадлежал семье Юрия Ильича Репина, сына Ильи Ефимовича. В экспозицию включены живописные произведения Юрия Репина, созданные им в период жизни в Куоккале с 1906 по 1939 год, в том числе портреты детей и жены, которые экспонируются впервые, а также предметы детской одежды и обуви, обнаруженные в доме при создании первой описи имущества усадьбы «Пенаты» в 1939–1940 годах.
В «Пенатах» Юрий Ильич, единственный из детей Ильи Ефимовича признавший Н.Б. Нордман как спутницу жизни отца, поселился после рождения первенца — сына Гая в 1906 году. Его женой была племянница прислуги старшего Репина Прасковья Андреевна Андреева (1883–1929). Н.Б. Нордман выделила небольшой участок земли своей усадьбы для семьи Юрия Ильича, и 22 октября 1908 года была оформлена купчая.
На этом участке, расположенном в ста метрах от дома Наталии Борисовны и Ильи Ефимовича, был возведен двухэтажный дом, названный хозяином, увлекавшимся историей североамериканских индейцев, «Вигвамом». Это увлечение Юрия Ильича отразилось даже на внешнем виде его сыновей: он не разрешал стричь мальчикам волосы, поэтому жена Прасковья каждое утро заплетала их в косы. Подстригли их только перед поступлением в Реальное училище. Вокруг дома был разбит огород, заведены козы, куры и даже пчелы в ульях. В отличие от дома Н.Б. Нордман и И.Е. Репина, экстерьеры и интерьеры которого запечатлены на многочисленных фотоснимках, фотографий внутреннего убранства дома «Вигвам» практически нет. Внешний вид здания запечатлен на единичных снимках, которые также экспонируются на выставке. Но есть трогательные, искрящиеся любовью маленькие живописные картинки Юрия Ильича Репина, доносящие до зрителя образы дорогих его сердцу детей и жены, милые пейзажи окрестностей и пенатского сада.
В 1939 году с началом Советско-финской войны все население Куоккалы, в том числе Юрий и Вера, были эвакуированы в глубь Финляндии. Оставляя свои дома, жители надеялись скоро вернуться. Но территория Куоккалы была занята советскими войсками и включена в состав Советского Союза. В декабре 1939 года в усадьбу «Пенаты» приехали представители Академии художеств Иосиф Анатольевич Бродский (племянник известного художника Исаака Израилевича Бродского) и Шая Ноевич Меламуд, которые описали имущество двух домов, а в июне 1940 года на территории усадьбы был открыт Дом-музей Ильи Ефимовича Репина. В доме Юрия Ильича разместились фонды музея и администрация. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году все музейное имущество за исключением крупногабаритных предметов было эвакуировано в Ленинград и хранилось в здании Академии художеств на Университетской набережной, дом 17. В 1944 году в результате боев за освобождение Ленинграда оба дома усадьбы были уничтожены пожаром от разорвавшегося снаряда. Восстановительные работы продолжались до 1962 года. Но дом Юрия Ильича «Вигвам» из-за послевоенных финансовых трудностей восстановлен не был. Память о нем сохраняют немногочисленные фотографии и истории людей, живших в нем.
На выставке «Вигвам в Пенатах» представлены фотографии и бытовые предметы, рассказывающие о доме с загадочным названием «Вигвам», который находился на территории усадьбы «Пенаты» и принадлежал семье Юрия Ильича Репина, сына Ильи Ефимовича. В экспозицию включены живописные произведения Юрия Репина, созданные им в период жизни в Куоккале с 1906 по 1939 год, в том числе портреты детей и жены, которые экспонируются впервые, а также предметы детской одежды и обуви, обнаруженные в доме при создании первой описи имущества усадьбы «Пенаты» в 1939–1940 годах.
В «Пенатах» Юрий Ильич, единственный из детей Ильи Ефимовича признавший Н.Б. Нордман как спутницу жизни отца, поселился после рождения первенца — сына Гая в 1906 году. Его женой была племянница прислуги старшего Репина Прасковья Андреевна Андреева (1883–1929). Н.Б. Нордман выделила небольшой участок земли своей усадьбы для семьи Юрия Ильича, и 22 октября 1908 года была оформлена купчая.
На этом участке, расположенном в ста метрах от дома Наталии Борисовны и Ильи Ефимовича, был возведен двухэтажный дом, названный хозяином, увлекавшимся историей североамериканских индейцев, «Вигвамом». Это увлечение Юрия Ильича отразилось даже на внешнем виде его сыновей: он не разрешал стричь мальчикам волосы, поэтому жена Прасковья каждое утро заплетала их в косы. Подстригли их только перед поступлением в Реальное училище. Вокруг дома был разбит огород, заведены козы, куры и даже пчелы в ульях. В отличие от дома Н.Б. Нордман и И.Е. Репина, экстерьеры и интерьеры которого запечатлены на многочисленных фотоснимках, фотографий внутреннего убранства дома «Вигвам» практически нет. Внешний вид здания запечатлен на единичных снимках, которые также экспонируются на выставке. Но есть трогательные, искрящиеся любовью маленькие живописные картинки Юрия Ильича Репина, доносящие до зрителя образы дорогих его сердцу детей и жены, милые пейзажи окрестностей и пенатского сада.
В 1939 году с началом Советско-финской войны все население Куоккалы, в том числе Юрий и Вера, были эвакуированы в глубь Финляндии. Оставляя свои дома, жители надеялись скоро вернуться. Но территория Куоккалы была занята советскими войсками и включена в состав Советского Союза. В декабре 1939 года в усадьбу «Пенаты» приехали представители Академии художеств Иосиф Анатольевич Бродский (племянник известного художника Исаака Израилевича Бродского) и Шая Ноевич Меламуд, которые описали имущество двух домов, а в июне 1940 года на территории усадьбы был открыт Дом-музей Ильи Ефимовича Репина. В доме Юрия Ильича разместились фонды музея и администрация. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году все музейное имущество за исключением крупногабаритных предметов было эвакуировано в Ленинград и хранилось в здании Академии художеств на Университетской набережной, дом 17. В 1944 году в результате боев за освобождение Ленинграда оба дома усадьбы были уничтожены пожаром от разорвавшегося снаряда. Восстановительные работы продолжались до 1962 года. Но дом Юрия Ильича «Вигвам» из-за послевоенных финансовых трудностей восстановлен не был. Память о нем сохраняют немногочисленные фотографии и истории людей, живших в нем.