Учитель — ученик: П. В. Басин и П. П. Чистяков
Петр Васильевич Басин (1793–1877) — исторический и религиозный живописец и портретист, представитель позднего классицизма. С 1811 года посещал рисовальные классы при Академии художеств, в 1813 году получил малую и большую серебряные медали. С 1816 года занимался живописью у В. К. Шебуева.
После обучения в Императорской Академии художеств более десяти лет жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы» и «Больсенская месса», а также с картины Доминикино «Причащение святого Иеронима». Все они экспонируются в музее Академии художеств в Рафаэлевском зале. Написал картины «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские прачки», портреты М. Я. Нарышкиной, семьи князя С. И. Гагарина, С. Ф. Щедрина и ряд пейзажей.
По возвращении в Петербург в 1830 году был признан академиком и зачислен в штат Академии художеств, где преподавал до 1869 года. Его учеником числился Павел Петрович Чистяков. Как педагог Басин отличался хорошим знанием рисунка, унаследованным им у В. К. Шебуева, и исключительной требовательностью. Педагогические приемы Басина и его творческие установки были чужды Чистякову, поэтому он никогда не называл его своим наставником. Тем не менее, занятия у Басина многое дали Чистякову в плане строгой профессиональной выучки и особого внимания к академической традиции.
За время преподавания в Академии художеств П. В. Басин внес огромный вклад в образовательный процесс: совместно с А. П. Сапожниковым он перевел на русский язык «Анатомию для живописцев и скульпторов» Ж. Дель — Медико (СПб., 1832), которая стала незаменимым пособием в рисовальных классах Академии. В 1832–1833 годах живописец создал плафон «Аполлон и музы» для Пименовского зала Академии художеств, а также начал работу над убранством академической церкви Святой Екатерины, которую завершил в 1837 году. Участвовал в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года.
С 1843 по 1856 год П. В. Басин занимался созданием монументального живописного убранства Исаакиевского собора: выполнил росписи в приделах Святой Екатерины и Святого Александра Невского и в аттике южного нефа. Он же завершил начатые К. П. Брюловым росписи плафона главного купола, барабана и парусов центральной части храма.
Четыре росписи в полукруглых люнетах в приделе Святого Александра Невского, посвященные жизни Александра Невского, были завершены в 1848 году. Эскиз одной из них мы можем увидеть на выставке. В Исаакиевском соборе Басиным также выполнены два плафона в куполах боковых приделов «Господь Саваоф, несомый ангелами» и «Взятие Богородицы на небо», но самой значительной работой художника по праву считается роспись «Нагорная проповедь» в аттике южной стены центрального трансепта.
За работы в Исаакиевском соборе художник получил орден Святого Владимира III степени и золотую медаль на Андреевской ленте. Одновременно он выполнял другой значительный заказ — художественную композицию для алтарной части Казанского собора.
Последней крупной работой Басина стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве (1867–1868), осуществленной академиком живописи Н. А. Кошелевым уже после смерти художника. Пять эскизов к этим росписям представлены на выставке.
В 1869 году Басин в чине действительного статского советника вышел в отставку. Умер художник в Петербурге в 1877 году.