Своим пенатам возвращённый…
27 мая 1899 года Илья Ефимович Репин приобрел на имя Наталии Борисовны Нордман, своей второй жены, небольшое имение на Карельском перешейке в поселке Куоккала (ныне Репино). Усадьба, в которой художник прожил 30 лет, была названа «Пенаты» в честь римских богов, хранителей домашнего очага.
До революции эта территория принадлежала Великому княжеству Финляндскому, входившему тогда в состав Российской Империи. Здесь многие петербуржцы имели дома и снимали дачи. 13 апреля 1918 года, через пять месяцев после объявления независимости Финляндии, граница была закрыта. Усадьба «Пенаты» теперь располагалась за пределами территории Советской России. Репин и его семья оказались в статусе эмигрантов.
29 сентября 1930 года Илья Ефимович Репин скончался и был похоронен на территории усадьбы. После смерти художника в «Пенатах» остались жить его старшая дочь Вера и сын Юрий.
Дальнейшая судьба усадьбы связана с двумя войнами — Советско-финляндской и Великой Отечественной. После войны 1939–1940 годов здесь был впервые открыт музей, во время Великой Отечественной усадьба была разрушена. Восстановленные «Пенаты» были торжественно открыты для посетителей только в 1962 году.
Этому драматическому периоду истории музея-усадьбы посвящен проект «Своим пенатам возвращенный…». На фотографиях 1930–1960-х годов представлена усадьба, какой она была при жизни художника и какой ее увидели советские солдаты после освобождения этих территорий в 1944 году. Также экспонируются проекты восстановления, рисунки и снимки воссозданных зданий. Завершают экспозицию фотографии открытия музея и современные виды.
Судьба усадьбы «Пенаты» после смерти И. Е. Репина.
Неизвестный фотограф
Дом И. Е. Репина. Южный фасад
1930-е
НИМ РАХ
На участке в 2,2 гектара, приобретенном И. Е. Репиным в 1899 году, стояло одноэтажное летнее строение из двух комнат, перекрытое плоской крышей. И. Е. Репин и Н. Б. Нордман с воодушевлением принялись за благоустройство участка, начав с перестройки дома, добавляя к нему различные причудливые пристройки, веранды и балконы. Работы по перестройке затянулись до 1912 года. Строительство велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости, по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением.
Дом в результате приобрел несколько причудливый вид сказочного терема. В его конструкции и декоре удачно сочетались элементы древнерусского стиля и северного деревянного модерна. Необычность конструкции заключалась еще и в том, что он почти на две трети был построен из стекла. Застеклены были не только крутые скаты крыши и возвышающиеся над ней башенки, но и потолок второго этажа. Это «верхнее освещение» создавало идеальные условия для работы живописца. При строительстве своего дома Репин отважился использовать самые современные технологии. «Стекло, стекло — вот будущее архитектуры», — писал художник.
Вот какое впечатление осталось у финских соседей художника: «Здание было безобразнейшим на Перешейке. Оно было продуктом странной фантазии. От него во все стороны отходили небольшие выступы, веранды, пристройки, количество которых с годами увеличивалось…».
Самой ранней пристройкой к дому была восьмиугольная зимняя веранда (1904), увенчанная застекленным пирамидальным куполом. Это светлое помещение до постройки второго этажа служило И. Е. Репину мастерской. Она стала любимым местом отдыха и работы. «В нем светло, как в царстве неба», — писал Репин своей ученице В. В. Веревкиной. На веранде, которую называли «киоск», принимали гостей, слушали музыку. Художник писал здесь портреты на фоне сада.
В оформлении дома были использованы мотивы народных узоров. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.
Неизвестный фотограф
Зимняя веранда. Дом со стороны парка
1930-е
НИМ РАХ
После завершения постройки зимней мастерской рядом с ней, прямо над кабинетом, соорудили открытую веранду — балкон со стеклянной крышей. Это самые поздние пристройки к дому. Их строительство было закончено в 1912 году.
С высоты этого балкона, прозванного «аэропланом», открывается вид на парк и залив. «Мой аэроплан дает мне чудесные солнечные ванны, — писал И. Е. Репин Н. Б. Нордман, — … сейчас и пишу на нем». Летом и зимой, почти в любую погоду Репин спал на этой веранде на простом сколоченном из досок топчане (зимой в спальном мешке) и только при температуре ниже – 20 ℃ спускался ночевать в кабинет. Он считал свежий воздух залогом здоровья и долголетия.
Неизвестный фотограф
Кабинет и открытая веранда-балкон «Аэроплан»
1930-е
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Вход в усадьбу «Пенаты»
1930-е
НИМ РАХ
В 1903 году у входа в усадьбу были установлены яркие расписные деревянные ворота с резной надписью «Пенаты». Раскрашенные ворота с калиткой и названием усадьбы были выполнены по рисунку И. Е. Репина. Хотя рисунки с архитектурными эскизами не сохранились, об их существовании известно из письма В. В. Стасова (1905), в котором упоминаются, в частности, такие «образчики архитектуры Репина», как «входные ворота с орнаментами» и «окно на фасаде».
После 1922 года художник изменил облик ворот, но основной в их оформлении осталась тема народного орнамента.
Неизвестный фотограф
Гостиная
1930-е
НИМ РАХ
Гостиная, где собирались гости на знаменитые «репинские среды», отличалась простотой и непритязательностью. Главным ее украшением были картины — работы учеников и друзей И. Е. Репина. При входе в гостиную стоял один из любимых антиков, заказанный Репиным в мастерских Академии художеств, — слепок со знаменитой статуи Венеры Милосской, из-за чего гостиную иногда называли «комнатой Венеры».
В гостиной «Пенатов» проходили «воскресные чтения»: публичные лекции на самые разнообразные темы, «от астрономических законов Вселенной до шитья сапогов». В обычные дни эта комната служила Н. Б. Нордман кабинетом.
Когда Репин переселился в «Пенаты», здесь стали бывать все, с кем он был дружен в Петербурге, а также представители самых разных кругов русской интеллигенции начала XX века.
Столовая (большая или парадная столовая) — это просторная комната с выходящим в сад окном. В воспоминаниях гостей, бывавших в «Пенатах», столовой и обеденному ритуалу уделялось всегда особое внимание.
Главной достопримечательностью комнаты был и остается необычный круглый стол с вращающейся серединой. Обеды в «Пенатах» проходили под девизом «самопомощь», для этого и был сконструирован уникальный стол. Он был изготовлен финским столяром-краснодеревщиком Пекко Ханекайненом в 1909 году по специальному заказу и рисункам И. Е. Репина и Н. Б. Нордман.
Оригинальное устройство стола позволяло обходиться без прислуги и даже не обращаться за помощью к соседу. Все блюда ставились в центральной части стола. Поворотом за ручку каждый гость мог пододвинуть к себе любое блюдо. Чистая посуда стояла на столе, а грязную убирали в нижние выдвижные ящики. Как правило, в большой столовой обедали только по средам, когда в усадьбу съезжались гости. Семьей обедали в малой столовой, находившейся в одной из первых комнат дома. После смерти И. Е. Репина за большим столом собирались редко.
Неизвестный фотограф
Парадная столовая
1930-е
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Зимняя мастерская
1930-е
НИМ РАХ
Мастерская была построена по замыслу художника летом 1906 года. Бревенчатые стены, резные наличники на окнах и дверях, перила лесенок с балясинками — все это свидетельствует о своеобразной стилизации по мотивам русской народной архитектуры. Обилие света, поступающего через большие окна и стеклянный потолок, отвечает назначению этого просторного помещения, занимающего почти весь второй этаж.
И. Е. Репин желал полностью посвятить себя воплощению давно занимавших его идей и замыслов. Как и все остальные пристройки дома, мастерская была создана в соответствии с представлениями самого Репина об удобствах, необходимых живописцу. При возведении сложных застекленных конструкций художник пользовался советами и консультациями архитектора и строителя В. П. Стаценко, жившего с семьей через дорогу от «Пенатов». В мастерской художник провел, по его словам, «лучшие часы своей жизни». Отапливалась мастерская финскими кафельными печами и камином в стиле модерн.
Неизвестный фотограф
Вера Ильинична Репина на могиле отца
1930-е
НИМ РАХ
Могила И. Е. Репина расположена на пересечении двух аллей. Художник пожелал быть похороненным именно здесь, в парке своей усадьбы, а не на кладбище, и сам выбрал место для своего упокоения — небольшой холм, который он назвал «Голгофа». Он находился в глубине созданного им парка-сада, под Чугуевой горой — высокой грядой-террасой. По ней проходила северная граница усадьбы. Изначально на могиле стоял деревянный крест.
В апреле 1939 года известный финский писатель Илмари Кианто встречался в «Пенатах» с Юрием Ильичем Репиным. В статье, посвященной этому визиту, он упоминает и о посещении могилы И. Е. Репина: «Вы не хотите посетить могилу отца? — Конечно, — говорю я, и через три минуты мы уже сидим на скамье у бугра и могильного креста великого живописца, я восхищаюсь прежде всего скромностью памятника, на вершине русского православного креста горит керосиновая лампа за красным стеклом; зимой и летом Юрий приходит доливать керосина…».
В 1909 году Юрию Ильичу Репину и его семье в «Пенатах» была выделена часть усадьбы площадью 0,37 гектара, на которой был построен дом с мастерской. Он стоял ближе к Большой дороге (ныне Приморское шоссе) и назывался «Вигвам».
С 1939 года Юрий Ильич жил в своем доме один. Отправляясь в эвакуацию и покидая усадьбу, Юрий не вывез художественные произведения. Он оставил в «Пенатах» картины отца, входившие в его долю наследства, разделенного после смерти И. Е. Репина между детьми. Эти работы можно видеть в мемориальных комнатах восстановленного репинского дома. Дом Юрия Репина «Вигвам» сгорел в 1944 году. Сегодня на его месте расположена аллея, ведущая к музею.
Неизвестный фотограф
Дом Юрия Репина «Вигвам» в усадьбе «Пенаты»
Не позднее 1944 года
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Дом И. Е. Репина под охраной военной части Красной армии. Юго-западный фасад
1940
НИМ РАХ
На переднем плане — погреб со стеклянной крышей и стеклянной галереей-переходом, ведущей к дому. Ныне погреба нет: по завещанию Н. Б. Нордман все хозяйственные постройки должны были быть уничтожены. Их после войны восстанавливать не стали.
Завещание Натальи Борисовны Нордман — юридической хозяйки «Пенатов» — вступило в силу в 1914 году. Она завещала Академии усадьбу с условием: «…чтобы после смерти Ильи Ефимовича Репина в доме… был устроен род музея, под названием „Домик И. Е. Репина“. Дом после смерти Ильи Ефимовича Репина ни в каком случае не должен быть обитаем, его следует окружить забором, тщательно содержать, и доступ в него посетителей открывать только днем (во избежание пожара) в сопровождении доверенного лица. Хозяйственные при доме постройки, где кухня и баня, а также и ледник, должны быть после смерти Ильи Ефимовича Репина снесены… Все те вещи, которые… могут служить выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича Репина, а также и моих, должны быть оставлены в домике И. Е. Репина на своих местах, с целью придать домику вид музея и сохранить в нём отпечаток личности художника».
30 ноября 1939 года началось наступление Красной армии на Карельском перешейке в ходе Советско-финляндской войны. Приграничную территорию в районе Куоккалы советские войска заняли в первые часы войны, так как финны на данном участке фронта не оказали существенного сопротивления.
Советские войска вошли в опустевший поселок. После смерти И. Е. Репина в усадьбе жили его сын Юрий и дочь Вера. Перед войной они вместе с другими жителями Куоккалы были эвакуированы в деревню Леванто на юг Финляндии. Позднее они поселились в Хельсинки. По воспоминаниям очевидцев, когда военные оказались в доме Репина, печи были еще теплыми, в жилище царил беспорядок, архив художника валялся на полу вместе с его личными вещами.
Первый музей в «Пенатах»
Когда о покинутой усадьбе сообщили в Ленинград, правительством было принято решение поручить Всероссийской академии художеств сохранение художественных ценностей усадьбы «Пенаты».
В декабре 1939 года, еще до подписания мирного договора с Финляндией, Политуправление Ленинградского военного округа командировало в Куоккалу двух сотрудников Научно-исследовательского музея Всероссийской академии художеств И. А. Бродского и Ш. Н. Меламуда для ознакомления с состоянием «Пенатов». За несколько дней они составили подробную опись того, что обнаружили в усадьбе. Все найденные мемориальные вещи, картины, рисунки, книги и архив были размещены в доме, после чего его опечатали. Входные двери опечатали печатью Репина с монограммой художника. Ныне она хранится в фондах музея. В дальнейшем необходимые меры по охране обеспечивала военная часть, расположенная в Куоккале.
Неизвестный фотограф
Митинг в парке усадьбы «Пенаты» 18 июня 1940 года в день открытия «Дома-музея И. Е. Репина»
18 июня 1940 года
НИМ РАХ
Сразу после завершения войны в усадьбе начались работы по скорейшему открытию мемориального музея И. Е. Репина. Советские власти выполнили волю художника, изложенную в завещании, которое он составил еще до Революции. В парке были вырублены старые деревья, восстановлен артезианский колодец «Посейдон». После проведения небольших реставрационных работ в доме художника была расположена экспозиция музея.
Мирный договор между СССР и Финляндией был подписан в Москве 12 марта 1940 года, а 18 июня состоялось торжественное открытие «Дома-музея И. Е. Репина» для посетителей. Он сразу же приобрел огромную популярность (за первые два месяца работы его посетило более сорока тысяч человек).
Неизвестный фотограф
Кабинет. Мемориальная экспозиция музея
1940
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Зимняя веранда. Мемориальная экспозиция музея
1940
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Зимняя мастерская И. Е. Репина. Мемориальная экспозиция музея
1940
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Могила И. Е. Репина
1940
НИМ РАХ
В 1940 году, в ходе подготовки открытия усадьбы для посещения православный крест на могиле И. Е. Репина заменили временным деревянным постаментом, на котором установили гипсовый бюст художника. Известный советский живописец И. Э. Грабарь писал, что на могиле установлен «бюст [работы]Н. Андреева [1908], который лепил Репина с натуры». Вокруг могилы возвели невысокую металлическую ограду, высадили цветы и убрали скамейки.
Усадьба «Пенаты» в годы Великой Отечественной войны
29 июня 1941 года финские войска начали боевые действия против СССР. Они оккупировали значительную часть территории Карельского перешейка. Куоккала, а вместе с ней и имение Репина вновь попали под юрисдикцию Финляндии. Это была территория, контролируемая финской армией.
Постройки усадьбы стояли пустыми, все мемориальные вещи, за исключением самых крупных и наименее ценных, были заблаговременно вывезены в подвалы здания Академии художеств. Там они хранились вплоть до открытия музея в 1962 году. Судя по свидетельствам очевидцев и фотографиям той поры, финны относились к репинской усадьбе достаточно бережно. Все окна дома И. Е. Репина были заклеены бумажными лентами, чтобы предотвратить их повреждения во время артиллерийских обстрелов и авианалетов. По сообщениям разведки усадьба была одним из опорных пунктов финской группировки на Карельском фронте. На ее территории была расквартирована пехотная финская часть, а рядом разместились позиция минометной роты и ее тыловая служба.
Неизвестный фотограф
Дом И. Е. Репина со стороны парка
1942
НИМ РАХ
Разрушение усадьбы "Пенаты" в 1944 году
Неизвестный фотограф
Вход в усадьбу «Пенаты»
Июнь 1944 года
НИМ РАХ
9 июня 1944 года началось широкомасштабное наступление советских войск на Карельском перешейке. 10 июня части 109-й мотострелковой дивизии, которые заняли район «Пенатов», после огневой подготовки прошли через поселок Куоккала, превращенный артиллерийским огнем в сплошные пожарища и руины. На территории усадьбы И. Е. Репина были разрушены и сгорели все постройки. Многочисленные фотографии, сделанные в «Пенатах» красноармейцами, представляют печальное зрелище уничтоженной мемориальной усадьбы.
Неизвестный фотограф
Руины дома И. Е. Репина
Июнь 1944 года
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Остатки печей и каминов в разрушенном доме И. Е. Репина
Июнь 1944 года
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Руины дома Ю. И. Репина (сына И. Е. Репина)
Июнь 1944 года
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Могила И. Е. Репина
Июнь 1944 года
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Разрушенный дом И. Е. Репина
Июнь 1944 года
НИМ РАХ
Соколов-Скаля Петр Петрович (1899–1961)
стихи: Брик Осип Максимович (1888–1945)
Плакат «Окно ТАСС» № 946 «Он творил, а этот растоптал…». Фрагмент
Цветная литография
1944
НИМ РАХ
Постановление Совнаркома «Об ознаменовании столетия со дня рождения И. Е. Репина и об увековечивании его памяти»
Июль 1944 года
В 1944 году праздновалось 100-летие со дня рождения И. Е. Репина. Правительство СССР, приняв постановление о воссоздании Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты», определило дальнейшую судьбу этого ценнейшего памятника русской культуры. Уникальность этого решения правительства в том, что оно было принято, несмотря на продолжавшуюся кровопролитную войну.
Богаткин Владимир Валерьянович (1922–1971)
Куоккала «Пенаты»
Август 1944 года
Бумага, карандаш, цветные фломастеры
НИМ РАХ
Владимир Валерьянович Богаткин (1922–1971) — советский график, иллюстратор. В 1940 году окончил среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Работал над плакатами для «Воениздата», над оформлением и иллюстрированием книг для издательств «Детгиз» и «Молодая гвардия».
Участник Великой Отечественной войны, художник-фронтовик, работал над фронтовыми рисунками и эскизами. Был награжден медалью «За боевые заслуги». На основе созданных в годы Великой Отечественной войны зарисовок исполнил серии литографий «Ленинград в дни блокады», «Москва непобедимая», «Штурм Берлина».
С 1944 года работал в Студии военных художников им. М. Б. Грекова, посвятив свое творчество Советской Армии. Член Союза художников СССР с 1945 года.
Восстановление и открытие музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». 1945–1962
Неизвестный фотограф
Вход в усадьбу «Пенаты»
1945–1950-е
НИМ РАХ
В 1948 году поселок Куоккала был переименован в поселок Репино. Было принято решение о восстановлении усадьбы «Пенаты» и открытии мемориального музея Ильи Ефимовича Репина. Восстанавливать дом Юрия Репина было признано нецелесообразным.
Неизвестный фотограф
Фундамент дома И. Е. Репина после расчистки парка
1945–1950-е
НИМ РАХ
После завершения Второй мировой войны на территории усадьбы Репина начались восстановительные работы, которые заняли не один год. Они велись Академией художеств СССР (теперь Российская академия художеств) и проходили поэтапно. Все развалины в имении были разобраны. От дома Репина был оставлен только фундамент.
Неизвестный фотограф
В парке
1945–1950-е
НИМ РАХ
После расчистки фундамента и уборки территории усадьбы вышло постановление правительства СССР «О впуске в Пенаты посетителей и проведения там экскурсий». На территории усадьбы стали проводиться регулярные экскурсии.
Рядом с фундаментом дома были установлены стационарные стенды с фотографиями, которые рассказывали о жизни и творчестве И. Е. Репина. Каждую весну фотовыставка на стендах обновлялась. Следует отметить, что с 1953 года до нового открытия музея в 1962 году было проведено более трехсот экскурсий.
Неизвестный фотограф
Могила И. Е. Репина
1946
НИМ РАХ
В 1946 году на месте гипсового бюста И. Е. Репина, установленного на его могиле в 1940 году, был поставлен бронзовый бюст на гранитном постаменте. В 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Репина, бюст вновь заменили деревянным православным крестом.
Проект реставрации дачи И. Е. Репина «Пенаты». Северный фасад. Южный фасад
Проект восстановления дома был осуществлен в архитектурно-реставрационной мастерской института «Ленпроект» архитектором В. С. Шерстневым под руководством И. Г. Капцюга.
Проект реставрации дачи И. Е. Репина «Пенаты». Продольный разрез по летней мастерской. Поперечный разрез через гостиную. Продольный разрез по большой мастерской. Поперечный разрез по летней мастерской
Неизвестный фотограф
Начало восстановления дома И. Е. Репина
1959
НИМ РАХ
Точных обмеров дома И. Е. Репина до войны сделано не было, поэтому восстановление велось по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям, созданным как при жизни художника, так и после его смерти. Возведение сруба было начато в январе 1959 года.
Неизвестный фотограф
Восстановление дома И. Е. Репина
1959
НИМ РАХ
Работы по строительству дома велись в 1959–1960 годах.
Неизвестный фотограф
Восстановление дома И. Е. Репина
1960
НИМ РАХ
В 1960 году приступили к отделке экстерьеров и внутренних помещений музея. Работы по восстановлению усадьбы продолжались вплоть до июня 1962 года. Дом и внутренний вид десяти мемориальных комнат (считая зимнюю веранду) воссозданы такими, какими они были в 1905–1912 годах.
Горох Евгений Владимирович
Гостиная
2018
В 1955 году начался сбор новых материалов для будущей экспозиции музея. Воссозданием внутреннего убранства дома И. Е. Репина занимались сотрудники музея Академии художеств, которые использовали фотографии интерьеров и приобретали у частных лиц предметы мебели, аналогичные несохранившимся. Для этого в антикварных магазинах Ленинграда выставлялись фотографии предметов, которые требовались будущему музею. Задача облегчалась тем, что Репин был непритязателен в домашнем обиходе и мебель обычно не заказывал специально, а покупал в магазинах. Правда, иногда подобрать аналогичные предметы обстановки было трудно: например, чтобы найти письменный стол для кабинета, пришлось пересмотреть более двадцати вариантов, пока не удалось подобрать точно такой, как был у Репина.
Рояль фирмы Беккер для гостиной удалось найти благодаря счастливому случаю: это оказался не только близкий по номеру инструмент, но даже такой, на котором некогда играл А. К. Глазунов (известно, что именно он выбирал для Репина рояль). Владелицей рояля была ученица композитора.
Горох Евгений Владимирович
Зимняя мастерская
2018
Эвакуированные сохраненные вещи и мебель вернулись на свои привычные места. Однако крупные вещи (такие как знаменитый круглый стол или «шаляпинский» диван) в время войны вывезти из «Пенатов» не удалось. Эти предметы обстановки нужно было каким-то образом восстанавливать.
Горох Евгений Владимирович
Столовая
2018
Часть вещей поступила в музей от дальних родственников И. Е. Репина, у которых хранилась подлинная мебель из петербургской квартиры художника: инкрустированный восточный столик, нотная этажерка с автографом Репина. Предметы, которые приобрести не удалось, были воссозданы усилиями художников и архитекторов.
При воссоздании в 1962 году знаменитого обеденного стола с вращающейся серединой помогло то, что в архиве Русского музея удалось обнаружить чертеж с описанием его конструкции.
Горох Евгений Владимирович
Зимняя мастерская
2018
При восстановлении печей и каминов были использованы фотографии, а также рисунки и картины И. Е. Репина и других художников (например, известен портрет Репина кисти И. И. Бродского, на котором изображен большой желтый камин в мастерской усадьбы). Когда восстанавливали печь в столовой, в качестве образца использовали куски кафеля, подобранные в 1944 году на развалинах дома.
Неизвестный фотограф
Открытие Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты»
24 июня 1962 года
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф
Открытие Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты»
24 июня 1962 года
НИМ РАХ
Восстановление дома Репина и всей усадьбы завершилось весной 1962 года. Торжественное открытие обновленного Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» состоялось 24 июня 1962 год. Это событие стало заметным явлением в культурной жизни страны. Оно прошло в торжественной обстановке и при огромном стечении публики.
Таким образом, музей в усадьбе «Пенаты» открывали дважды: в 1940-м и 1962 годах.
Неизвестный фотограф
Президент Академии художеств СССР С. В. Герасимов, художник Е. А. Кацман (член советской делегации, приезжавшей к И. Е. Репину в 1926 году) и директор музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Елена Григорьевна Левенфиш в день открытия восстановленной усадьбы
24 июня 1962
НИМ РАХ
Горох Евгений Владимирович
Беседка «Храм Озириса и Изиды»
2018
Горох Евгений Владимирович
Артезианский колодец «Посейдон»
2018
Горох Евгений Владимирович
Беседка «Башенка Шехерезады»
2018
На территории усадьбы, помимо дома И. Е. Репина, были восстановлены ворота, две беседки — «Храм Озириса и Изиды», «Башенка Шехерезады» и артезианский колодец «Посейдон».
Горох Евгений Владимирович
Дом-музей И. Е. Репина
2018
Благодаря усилиям специалистов, сегодня в «Пенатах» почти все (парк, дом и внутренний вид комнат) воссоздано таким, каким было в наиболее значительный и интересный период жизни Репина в «Пенатах»: в 1905–1912 годах. Всего в доме восстановлено 10 комнат. Ту часть дома, где раньше располагались кухня, ванная и другие подсобные посещения, отвели под гардероб и кабинеты научных сотрудников.
В настоящее время Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.