Выставка «Соседи Репина» знакомит с некоторыми друзьями знаменитого мастера, жившими в Куоккале и в близлежащих поселках «русской и чухонской Финляндии». Пик расцвета поселений Оллила (Солнечное), Куоккала (Репино), Келломяки (Комарово) Терийоки (Зеленогорск), Ваммельсуу (Серово) и других пришелся на начало XX века. Это был период формирования дачной культуры, когда отдых сочетался с интереснейшей творческой, интеллектуальной и общественной жизнью. Куоккала и близлежащие окрестности стали поистине знаменитыми, благодаря длиннейшему перечню ярких имен широко известных, а порой и очень знаменитых, не только в России, но и далеко за ее пределами писателей, художников, ученых, артистов… «Не каждый губернский или областной российский город мог бы похвастаться такой армией талантов». История поселков, расположенных вдоль побережья Финского залива, началась после постройки в 1870 году Финляндской железной дороги, давшей толчок к заселению этих мест.

Самые большие земельные участки на Карельском перешейке и, прежде всего, в Куоккале принадлежали семейству Ридингеров. Часть своих владений Ридингеры сдавали в аренду под дачную застройку, иногда продавали. Барон Борис Николаевич Ридингер внес большой вклад в благоустройство Куоккалы: построил первый вокзал, православную церковь, открыл общедоступный парк. С семейством Ридингеров связано пребывание в Куоккале знаменитого пейзажиста И. И. Шишкина. Его старшая дочь была женой Бориса Ридингера, у которого приобрели свои участки многие «зимогоры» — постоянные жители Куоккалы. Возможно, что участок, купленный Репиным у Елены Репо, первоначально принадлежал семье Ридингеров. Дачное соседство способствовало не только дружбе семьями, но соединяло и судьбы. Так дочь Б. Н. Ридингера — Александра — стала женой Михаила Стаценко, сына ближайшего соседа Репина Вадима Платоновича Стаценко, — известного инженера строителя, консультациями которого живописец пользовался при возведении дома. Соседей Репина объединял не только приятый отдых: купание, катание на лодках, рыбалка, игра в крокет, совместное чаепитие, но и деятельность в Обществе благоустройства Куоккалы, различные просветительские и развлекательные мероприятия. В местном театре играли пьесы, читали лекции, смотрели документальное кино, устраивали благотворительные аукционы. Жена В. П. Стаценко, Александра Васильевна, дружила с Натальей Борисовной Нордман. По их инициативе и при их участии был организован детский сад. Соседи Репина были постоянными участниками литературно-музыкальных сред в «Пенатах»: в их исполнении звучала музыка, литераторы читали свои новые произведения. Соседские дети имели возможность брать уроки у знаменитого мастера. Так, ставший художником, сын виолончелиста А. Пуни Иван и прославившийся в Европе живописец и график Ю. Анненков считали его своим учителем. Усадьба Репина и Нордман была гостеприимна и необычайно интересна для многих, а после Революции в годы независимости Финляндии она стала островком русской культуры. В усадьбе Репин прожил 30 лет. За эти годы вокруг него образовалось удивительное содружество талантливых людей. Их встречи и разносторонняя деятельность определили особую атмосферу этих мест. Здесь всегда царил дух творчества и просвещения.

Почти всех своих соседей Репин неоднократно писал и рисовал: супругов Стаценко, писателя Е. Н. Чирикова, коллекционера Н. Д. Ермакова, художника В. Ф. Леви. Неоднократно ему позировал К. И. Чуковский. Репин финансово помог ему купить собственный дом в поселке Оллила. В 1913 году в кабинете Репина в «Пенатах» был написан портрет В. М. Бехтерева, его усадьба «Тихий берег» находилась в районе мызы Ино (Приветнинское). В 1926 году художнику позировала вторая жена Бехтерева Берта Яковлевна. После Революции совместная деятельность по устройству выставок объединила Репина и Леви. В качестве доверенного лица художника он организовал более 50 выставок в Европе, Финляндии, Скандинавии и в Соединенных Штатах Америки. Один из первых портретов, созданных Репиным после Революции, стал портрет жены Леви Беатрисы (1918 год).

К сожалению, многие усадьбы не сохранились до наших дней, но о некоторых можно составить представление по старым фотографиям. Исторические фото, живописные и графические портреты доносят до нас облик их владельцев.