Птицы издавна служили объектом поклонения и восхищения человека. Людей привлекала в них красота, пластика движений и способность летать, которая подчеркивала их близость к небесам — высшему началу. Поэтому птицы рано стали частью мифологического сознания. В античной мифологии пернатые ассоциировались с главными богами греческого пантеона: орел — с Зевсом, голубь — с Афродитой, сова — с Афиной и т. д.

В Средние века и эпоху Возрождения птицы обрели дополнительное символическое значение, связанное с христианством. Например, излюбленным символом Страстей и Воскресения Христа стал щегол (он представлен на картине Д. Сегерса). Согласно легенде, во время крестного пути щегол извлек терновый шип из головы Спасителя, при этом окропив свою грудь каплей крови Христа.

В гуманистической атмосфере Ренессанса птицы стали непременными участниками разнообразных аллегорий. Так, в качестве Аллегории воздуха или слуха можно рассматривать картину И. Ф. Гроота по оригиналу Ф. Снейдерса «Птичий концерт». Страус на гравюре «Правосудие», восходящей к творчеству Рафаэля, тоже является аллегорическим атрибутом. По представлениям античных натуралистов, эта птица считалась склонной забывать все естественные проявления любви, не заботясь даже о собственных яйцах, которые покидались ею сразу после того, как были отложены в песок. Рафаэль выбрал страуса атрибутом этой аллегории потому, что служители правосудия должны быть свободны от всех личных привязанностей, даже по отношению к своим детям.

Анималистический жанр пережил свой подлинный расцвет в XVII–XVIII веках. В это время возникли его многочисленные разновидности, такие как «Птичий двор». Этот поджанр основал голландский мастер Мельхиор де Хондекутер. На подобных картинах изображались как домашние, так и дикие птицы, мирно соседствуя или входя в драматические конфликты. Особенно любили заказчики работы с экзотическими породами птиц — красивых и дорогих обитателей аристократических птичников. Творчество Хондекутера было популярно и в XIX веке, о чем свидетельствуют гравюры, созданные по его произведениям.

На выставке представлены живописные произведения знаменитых художников фламандской школы XVII века — Даниеля Сегерса и Франса Снейдерса (в копии И. Ф. Гроота). Их дополняют гравюры по оригиналам западноевропейских мастеров XVI–XVIII веков (Рафаэля, Хондекутера, Лутербурга). Единственная работа отечественной школы XIX столетия — гравюра Е. О. Скотникова по рисунку В. Г. Тилезиуса из «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». В этом издании были отражены открытия, сделанные во время первого русского кругосветного плавания.