Птицы издавна служили объектом поклонения и восхищения человека. Людей привлекала в них красота, пластика движений и способность летать, которая подчеркивала их близость к небесам — высшему началу. Поэтому птицы рано стали частью мифологического сознания. В античной мифологии пернатые ассоциировались с главными богами греческого пантеона: орел — с Зевсом, голубь — с Афродитой, сова — с Афиной и т. д.
В Средние века и эпоху Возрождения птицы обрели дополнительное символическое значение, связанное с христианством. Например, излюбленным символом Страстей и Воскресения Христа стал щегол (он представлен на картине Д. Сегерса). Согласно легенде, во время крестного пути щегол извлек терновый шип из головы Спасителя, при этом окропив свою грудь каплей крови Христа.

<strong>Сегерс Даниель (1590-1661)</strong><br /><p>Цветы на архитектурном украшении, в котором видно птичье гнездо с яйцами и щегленок.<br />
XVII век<br />
Холст. масло</p>
Сегерс Даниель (1590-1661)

Цветы на архитектурном украшении, в котором видно птичье гнездо с яйцами и щегленок.
XVII век
Холст. масло

В гуманистической атмосфере Ренессанса птицы стали непременными участниками разнообразных аллегорий. Так, в качестве Аллегории воздуха или слуха можно рассматривать картину И. Ф. Гроота по оригиналу Ф. Снейдерса «Птичий концерт». Страус на гравюре «Правосудие», восходящей к творчеству Рафаэля, тоже является аллегорическим атрибутом. По представлениям античных натуралистов, эта птица считалась склонной забывать все естественные проявления любви, не заботясь даже о собственных яйцах, которые покидались ею сразу после того, как были отложены в песок. Рафаэль выбрал страуса атрибутом этой аллегории потому, что служители правосудия должны быть свободны от всех личных привязанностей, даже по отношению к своим детям.

<strong>Иоганн Фридрих Гроот (1717–1801) с оригинала Франса Снейдерса (1579–1657)</strong><br /><p>Птичий концерт<br />
После 1779<br />
Холст, масло</p>
Иоганн Фридрих Гроот (1717–1801) с оригинала Франса Снейдерса (1579–1657)

Птичий концерт
После 1779
Холст, масло

<strong>Александр Петрович Дементьев (1771–1793) по картине Антона Павловича Лосенко (1737–1773) с оригинала Рафаэля Санти (1483–1520)</strong><br /><p>Правосудие<br />
1792<br />
Гравюра резцом</p>
Александр Петрович Дементьев (1771–1793) по картине Антона Павловича Лосенко (1737–1773) с оригинала Рафаэля Санти (1483–1520)

Правосудие
1792
Гравюра резцом

Анималистический жанр пережил свой подлинный расцвет в XVII–XVIII веках. В это время возникли его многочисленные разновидности, такие как «Птичий двор». Этот поджанр основал голландский мастер Мельхиор де Хондекутер. На подобных картинах изображались как домашние, так и дикие птицы, мирно соседствуя или входя в драматические конфликты. Особенно любили заказчики работы с экзотическими породами птиц — красивых и дорогих обитателей аристократических птичников. Творчество Хондекутера было популярно и в XIX веке, о чем свидетельствуют гравюры, созданные по его произведениям.

<strong>Эммануэль-Жан-Непомюссен де Гент (1738–1815) с оригинала Филиппа Якоба Лутербурга (1740–1812)</strong><br /><p>Птичий двор<br />
Вторая половина XVIII — начало XIX века<br />
Офорт</p>
Эммануэль-Жан-Непомюссен де Гент (1738–1815) с оригинала Филиппа Якоба Лутербурга (1740–1812)

Птичий двор
Вторая половина XVIII — начало XIX века
Офорт

<strong>Вильям Унгер (1793–1865) с оригинала Франса Снейдерса (1579–1657)</strong><br /><p>Петушиный бой<br />
XIX век<br />
Офорт</p>
Вильям Унгер (1793–1865) с оригинала Франса Снейдерса (1579–1657)

Петушиный бой
XIX век
Офорт

<strong>Неизвестный автор</strong><br /><p>Птица<br />
XVIII век (?)<br />
Гравюра карандашной манерой</p>
Неизвестный автор

Птица
XVIII век (?)
Гравюра карандашной манерой

<strong>Егор Осипович Скотников (1780–1843) по рисунку Вильгельма Готтлиба Тилезиуса (1769–1857)</strong><br /><p>Горный голубь и попугай<br />
Из «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна»<br />
1813<br />
Гравюра резцом</p>
Егор Осипович Скотников (1780–1843) по рисунку Вильгельма Готтлиба Тилезиуса (1769–1857)

Горный голубь и попугай
Из «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна»
1813
Гравюра резцом

<strong>Иоганн Вельфле (1807–1893) с оригинала Мельхиора де Хондекутера (1636–1695)</strong><br /><p>Петухи<br />
XIX век<br />
Литография</p>
Иоганн Вельфле (1807–1893) с оригинала Мельхиора де Хондекутера (1636–1695)

Петухи
XIX век
Литография

<strong>Иоганн Вельфле (1807–1893) с оригинала Мельхиора де Хондекутера (1636–1695)</strong><br /><p>Драка петухов<br />
XIX век<br />
Литография</p>
Иоганн Вельфле (1807–1893) с оригинала Мельхиора де Хондекутера (1636–1695)

Драка петухов
XIX век
Литография

Мы используем сookie
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Понятно, спасибо