Выставка посвящена яркому явлению в истории русской живописи конца XIX — начала XX века. Вдохновленные примером французских импрессионистов — Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, которые в 1870-х годах совершили настоящий переворот в живописи, — в новой стилистике стали писать живописцы других стран, в том числе и России.

Термин «импрессионизм» (от. франц. impression — впечатление) возник в Париже в 1874 году. Новаторство художников-импрессионистов состояло, прежде всего, в новом способе ви́дения. Эти мастера восхищались не отдельными проявлениями реальности, а повседневностью во всей ее полноте. Любой, самый непритязательный сюжет — зеваки на улице, скачки, завсегдатаи кафе — мог, при условии живописности, превратиться в картину, чудо красочных гармоний. Работы импрессионистов можно сравнить с новым для того времени искусством — фотографией: в обоих случаях перед зрителем предстает «моментальный снимок» действительности. Но если фото сохраняет застывший мир, то живописное полотно должно передать живую жизнь с ее вечной изменчивостью. Свежесть впечатления создавалась как необычной «обрезанной» композицией, так и богатством световоздушной среды. Художники работали на пленэре, где изучали эффекты прямого и отраженного света, взаимоотношения цветов в тенях, нюансы воздушной перспективы. Чтобы воспроизвести все это на картине, они писали раздельными мазками чистых несмешанных красок, которые на расстоянии сливались в единое живописное целое. Отсюда вибрация, «трепетное дыхание» образов импрессионистов.

В нашей стране импрессионизм не стал художественной философией, как не появилось и сплоченной группы единомышленников. Однако выдающиеся пейзажисты отечественной школы рубежа XIX–XX веков, такие как К. А. Коровин, В. А. Серов, С. Ю. Жуковский, С. А. Виноградов, А. И. Савинов, сближаются с «художниками впечатления» во многих отношениях. Это и особенная свежесть восприятия натуры, интерес к цвету и свету, «эскизная» манера письма с широким энергичным мазком, а также приподнятое, мажорное настроение работ.

В то же время их искусство отличает бо́льшая материальность и осязательность предметов, которые не растворяются в световоздушной среде. Пространство в их картинах более упорядочено. Наконец, русские художники редко пишут городскую жизнь, отдавая предпочтение сельской местности.

Мастера русского импрессионизма, несомненно, открыли новую страницу в истории отечественного искусства. Утверждение самоценности живописи как таковой позволило освободить ее от литературной и социальной «тенденции» и во многом подготовило почву для появления русского авангарда.