Гоголь. Точки соприкосновения
В 2024 году отмечается 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Этому писателю принадлежит особое место в истории русской литературы. Его произведения давно получили статус бессмертной классики и до сих пор не теряют своей актуальности и злободневности. Острые и точные характеристики, которыми Гоголь наделял своих персонажей, часто привлекали художников, справедливо видевших в них неисчерпаемый материал для творческого воплощения.
Выставка «Гоголь. Точки соприкосновения» посвящена малоизвестной странице истории творческого наследия великого писателя. В 1935 году в мозаичное отделение Всероссийской академии художеств поступил заказ на создание грандиозных мозаичных панно по пьесе Гоголя «Ревизор». Мозаичный фриз должен был украсить фасад Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ) в Москве. Это был грандиозный и амбициозный проект. По задумке архитектора Алексея Викторовича Щусева, отвечавшего за оформление фасада театра, фриз должен был достигать почти 85 метров в длину и 3,5 метра в высоту. Щусев придавал этому проекту колоссальное значение: планировалось, что мозаики театра Мейерхольда станут первым опытом фасадной тематической мозаики в советской архитектуре.
В этом вопросе А. В. Щусева активно поддерживал руководитель мозаичного отделения Всероссийской академии художеств профессор Владимир Александрович Фролов. Знаменитый художник-мозаичист на протяжении 1920–1930-х годов добивался возобновления деятельности мозаичного отделения в стенах Академии. Окончательно это произошло в 1934 году. Возрождению мозаичной мастерской предшествовал масштабный процесс восстановления классической системы академического образования, связанный с назначением в 1934 году на пост директора Академии художника Исаака Израилевича Бродского.
Уже на следующий год было запланировано создание первых мозаичных панно для театра Мейерхольда. К исполнению заказа подошли с особым энтузиазмом, для мозаичной мастерской это был первый крупный заказ в советский период.
Для создания эскизов Щусев привлек двух молодых художников — Василия Бордиченко и Бориса Покровского. Ранее они уже работали вместе со Щусевым, но эскизы к мозаикам создавали впервые. За основу художники взяли мизансцены из знаменитой постановки комедии «Ревизор» Всеволода Мейерхольда. Это был один из программных спектаклей театра Мейерхольда, премьера которого состоялась в 1926 году, спустя ровно 90 лет после первого показа «Ревизора» на сцене Александринского театра. Свою задачу художники видели в том, чтобы наиболее точно и подробно передать особенности знаменитого мейерхольдовского спектакля. Фриз также задумывался как своеобразный памятник исполнителям ролей в этой постановке, поэтому для выполнения эскизов художники сделали более 120 зарисовок мизансцен и портретов ведущих актеров театра.
Всего за год работы в мастерской было собрано пять мозаичных панно, общей площадью 136 квадратных метров. Однако готовые мозаики так и не покинули стены академии. 25 ноября 1936 года Строительство театра уведомило руководство Всероссийской академии художеств, что дальнейшее выполнение мозаик должно быть приостановлено. 7 января 1938 года появилось постановление о ликвидации ГосТиМа. 8 января в театре играли последний спектакль, волей случая это был «Ревизор», который в этот день исполнили в 440-й раз.
В 1939 году Всеволод Мейерхольд был арестован. Здание театра передали Московской филармонии, впоследствии там открылся Концертный зал имени П. И. Чайковского.
Несмотря на то, что мозаики так и не были установлены, мы можем судить о грандиозности замысла, благодаря сохранившимся в фондах Музея Академии художеств эскизам. «В гостинице», «Взятки» и «Немая сцена» — эти эскизы дают возможность оценить масштаб неосуществленного мозаичного фриза, который должен был ознаменовать новую веху в истории советского монументального искусства.