Другой Бродский
В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения одного из самых известных художников начала XX века — Исаака Израилевича Бродского.
В конце ХХ века сложилось однобокое представление о нем как о художнике придворном, протокольно фиксировавшем образы советской партийной элиты — Ленина, Сталина, Ворошилова. Сейчас мы можем смотреть на жизнь и творчество Бродского более непредвзято. С одной стороны, он, действительно, был официальным художником, проводившим политику коммунистической партии, пропагандировавшим ее идеи и мировоззрение. С другой стороны — это блестящий профессионал, получивший образование в Петербургской Академии художеств, один из любимых учеников Репина, автор лирических пейзажей, отличающихся неповторимым «ажурным» стилем и тонкой музыкальностью, и выразительных портретов.
На выставке в основном представлены пейзажи и портреты. Уже в студенческих работах, выполненных Бродским на академической даче в 1906–1907 годах («Старая церковь в Тверской губернии», «Академическая дача», «Сквозь ветки»), ясно наметились особенности его живописного почерка, четкий рисунок, определенность контуров и теней, сдержанный, приглушенный колорит.
Необычен портрет Людмилы Бурлюк, написанный в 1906 году в имении Козырщина Полтавской губернии, куда Бродский был приглашен поэтом-футуристом Давидом Бурлюком, его соучеником по Одесскому художественному училищу, братом Людмилы. Острое композиционное решение, свежий колорит, жанровый характер изображенной сцены делают этот женский портрет оригинальным и запоминающимся.
1 сентября 1907 года Бродский был допущен к исполнению эскиза конкурсной картины на звание художника. Он представил на конкурс картину «Теплый день», изображающую аллею залитого солнцем сада с множеством играющих детей. Картина получила прекрасные отзывы, Александр Бенуа писал о дипломе Бродского: «Бродский не живописец, а рисовальщик… Его интересует сплетение линий, развитие планов, определенность контуров. И его большая картина «Теплый день» не что иное, как огромный рисунок, почти орнаментального характера, … в хитросплетениях ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп. Но именно в этой определенности задачи сказывается, что Бродский — настоящий художник».
Во время поездок за границу в 1909–1911 годах, куда он был направлен Академией в качестве пенсионера для усовершенствования мастерства, его особенно увлекал пейзаж. Художник писал виды Парижа и его окрестностей, пейзажи Италии и Испании («Вид набережной Сены в Париже», «Бой быков в Мадриде»).
Пейзажный жанр в творчестве Бродского многообразен по своему характеру. Обычно Бродский выбирал незамысловатые мотивы: вспаханные поля, леса и перелески, осенний золотой убор, лунную ночь («Опавшие листья», «Золотая осень»). Он любил писать виды провинциальных городов и деревень, чаще всего изображая природу, обжитую человеком. Как правило в его пейзажах присутствуют жанровые сцены: крестьяне на улице в праздничный день, ребятишки на лужайке парка, горожане, отдыхающие на поляне («Праздник в деревне. (Воскресный день)», «Дети на лужайке», «Фейерверк»).
В дореволюционные годы Бродский пишет ряд портретов; художник запечатлел своих современников — деятелей литературы и искусства: М. Ф. Андрееву, А. Б. Лаховского, И. Е. Репина, А. А. Рылова, К. И. Чуковского. Художник никогда не льстил своим моделям, не приукрашивал их внешности. Как правило, его интересовало жизнеутверждающее начало, заложенное в характере портретируемого.
В создание советской изобразительной «Ленинианы» Бродский внес свой значительный вклад. Вершиной творческих достижений на рубеже 1920-1930-х годов по праву считается картина «В. И. Ленин в Смольном». В эти же годы художник создает ряд монументальных портретов «В. И. Ленин на фоне Кремля», «Ленин на фоне Смольного».Грандиозность строительства, развернувшегося на днепровских порогах, нашла отражение в серии произведений, выполненных им на основе материала, собранного во время поездки в 1930 году на Днепрогэс («Днепрострой ночью», «Ударник Днепростроя»).
В послереволюционные годы Бродский наряду с тематическими картинами и портретами пишет много пейзажей. В них ярко проступают новые черты. Используя ранее разработанные мотивы, художник насыщает их более оптимистическим восприятием. Родня природа трактуется в них с большей эпичностью. В послереволюционном творчестве Бродского мы видим дальнейшее развитие «брейгелевских» мотивов. Брейгелевскими называл художник свои зимние пейзажи с многоплановым построением и стаффажными фигурами («Зима»).
Большой цикл в творчестве Бродского составляют пейзажи парков. Лучшие из них — «Аллея летнего сада осенью» и «Лунная ночь» — впечатляют поэтичностью и филигранным мастерством.
Живопись Бродского отличается богатством пластики, объемом рисунка, насыщенным предметным отношением к миру, и сегодня художники могут почерпнуть много ценного для себя в творчестве Бродского.
Как отмечал в воспоминаниях об учителе художник Александр Трошичев, «Время — беспристрастный судья — отмело все наносное, мелочное и случайное, что связывалось с его именем при жизни, все, обусловленное борьбой страстей, человеческой завистью, а подчас и глупостью. Теперь уже для всех, а не только для его почитателей, друзей и учеников, И. И. Бродский — чудесный, восторженный певец русской природы, великолепный портретист, один из основоположников советской исторической картины».