Их памяти, живущий, поклонись...
Блокада Ленинграда 1941–1944 годов — одна из самых трагичных страниц мировой истории. Свыше миллиона погибших, тысячи разрушенных памятников истории и архитектуры, сотни тысяч людей, потерявших свои семьи, — все это страшные последствия блокадных лет.
Музей Академии художеств совместно с Научным архивом Центра научных учреждений Российской академии художеств в Санкт-Петербурге подготовил виртуальную выставку, посвященную подвигу профессоров, сотрудников музея и библиотеки, служащих Академии художеств, которые в эти страшные дни работали, занимались научными исследованиями и охраняли музейные собрания. Комплекс зданий Академии художеств серьезно пострадал от вражеских обстрелов. «Город был очень красив при луне. Гранитная набережная казалась неприступной стеной, за которой высилась темная громада Академии художеств. Она стояла как мощная крепость, да и впрямь была ею. В окнах первого и второго этажа по фасаду здания были выложены бойницы и амбразуры. В них были установлены пулеметы. Город готовился к уличным боям. Академия становилась мощным опорным пунктом обороны большого района…», — вспоминал искусствовед И. А. Бродский.
Одним из ценнейших свидетельств блокадной жизни академии стали снимки фотографа С. Г. Гасилова, фиксировавшего все происходящее. Сергей Гаврилович Гасилов родился в Петербурге, в семье служащего мануфактурного магазина. Учился в Политехническом институте, где получил специальность фотохимика. В 1935 году он создал при живописном факультете Академии художеств фотолабораторию, на долгие годы став бессменным бытописателем учебного заведения. Судьба распорядилась так, что он пережил с городом и академией всю блокаду. Искусствовед М. В. Иогансен писала: «С 17 ноября 1941 г. <…> резко сократилась работа электростанций <…>. Огромное здание Академии художеств погрузилось во мрак. Электроэнергию получала только фотолаборатория, где большой специалист своего дела фотограф Гасилов выполнял оборонные задачи, связанные с аэрофотосъемкой…».
Музей выражает особую благодарность за помощь в подготовке выставки сотрудникам Научно-справочного отдела негативов и фоторепродукций Научного архива Российской академии художеств в Санкт-Петербурге (НСОНФ НА РАХ).
Как только наладилось движение по льду Ладожского озера, в числе первых учреждений, переправленных на Большую землю, была Всероссийская Академия художеств. Основная часть — 250 человек — выехала из Ленинграда 19 февраля 1942 г., 35 человек эвакуировались в марте, отдельные лица покинули город еще позже…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
Ленинградское отделение Академии в течение всего времени его существования (до июля 1944) возглавлял доцент В. Ф. Твелькмейер <…>
Основная задача состояла в обеспечении сохранности всего имущества Академии — зданий, оборудования кабинетов, мастерских, аудиторий, разного вида пособий, музейных и библиотечных фондов. Чтобы совершать ежедневные многократные обходы объекта, выполнять даже минимум работ, связанных с подержанием порядка…нужны были трудоспособные люди, а таких было очень мало. Поэтому первоочередным делом руководителя и его ближайших помощников (В. А. Анисимова, М. Я. Григорьева, С. М. Кантор) было помочь восстановить силы истощенным людям. Огромная работоспособность и организаторский талант, присущие Твелькмейеру, проявились и на новой должности, несмотря на то, что он в полной мере испытал все тяготы первой блокадной зимы. Он устраивал наиболее слабых в городские стационары, добился получения для ряда товарищей продовольственных карточек 1-й категории, организовал переселение работников Отделения в академическое здание, что экономило силы и исключало возможность быть убитыми в пути...За короткое время Твелькмейер сумел сплотить разных людей в дружный трудолюбивый коллектив. Забота о кадрах позволила не только сохранить многим жизнь, но и справиться в дальнейшем с большим объемом разнообразных работ…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
С 8 сентября город стал ежедневно подвергаться бомбежкам и артиллерийским обстрелам <…> В дирекцию института стали поступать многочисленные заявления с просьбами предоставить место в общежитии, организованном в бомбоубежище. Среди подавших заявления были профессора С. Л. Абугов, Н. Б. Бакланов, М. П. Бобышов, Д. И. Киплик, В. А. Синайский, П. А. Шиллинговский, И. Я. Билибин, А. И. Сегал, Я. Г. Гервиц <…> Вскоре в подвальные помещения стали переселяться сотрудники Академии, у которых были повреждены бомбежками квартиры…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
После начала войны я стал чаще встречаться с Иваном Яковлевичем [Билибиным], так как <…> мы жили рядом в подвале Академии, где размещалось наше бомбоубежище. Билибин с женой <…> поселился в профессорском общежитии, в большом сводчатом помещении, которое мы назвали «профессорским дотом». Напротив, в маленьком отсеке, жили я и Александр Израилевич Сегал, тогда исполнявший обязанности директора института. <…> Однажды к А. И. Сегалу <…> пришел профессор Дмитрий Иосифович Киплик. Он предложил способ превращения казеиновых красок, оставшихся в академической кладовой после ремонта Академии, в питательный казеин. Осунувшийся, надломленный голодом, он просил как можно скорее разрешить ему осуществить свой опыт. Просьба его была удовлетворена. Дмитрий Иосифович заведовал лабораторией техники живописи и прекрасно реализовал свое предложении, получив за это двойную долю казеина…
Бродский И. А. В дни блокады // И. Я. Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Художник РСФСР, 1970.
Летом 1942 года по инициативе В. Ф. Твелькмейера на круглом дворе создали огород.
В первом ряду сидят слева направо: Н. Е. Белоутова, неизвестная, В. А. Успенский, А. А. Белогруд, В. Ф. Твелькмейер, Ю. П. Алехнович, девочка (стоит в центре) — Люся Беляева, С. Г. Гасилов, М. Я. Григорьева, А. Н. Таран. Стоит за спиной — С. Г. Гасилова — Е. С. Таскова. В верхнем ряду стоят: 3-я слева — Р. А. Беляева, 4-я — М. И. Ященкова, 8-я — П. Т. Шилова.
В середине января 1942 года Дирекции Академии удалось организовать в здании стационар, куда направляли наиболее нуждавшихся в поддержке членов коллектива. Возглавляли его врачи Б. Н. Бурда и Е. Д. Зайцев. Находился он в нижнем этаже здания Академии на углу набережной 3-й линии <…> Ослабевшие люди постепенно оживали и возвращались к любимому делу <…> Стационар спас многих от казалось бы неминуемой голодной смерти…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е. Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
4 апреля 1942 года в северо-восточный угол здания попала 500-килограмовая авиабомба. Пробив три перекрытия, она разорвалась в нижнем этаже. Полностью были разрушены газоубежище, мастерская проф. А. А. Осмеркина — помещение, в котором провел последние годы Т. Г. Шевченко. Каким-то чудом уцелела только мемориальная мраморная доска…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
Стены Академии притягивали, как родной дом, сюда добирались из последних сил и, если дорога отнимала все силы, здесь и умирали. <…> Почти все оставшиеся в городе переехали в здание Академии <…>, [которое] производило в дни блокады фантастическое впечатление.
По длиннейшим, пустым коридорам было жутко ходить даже при дневном свете. Казалось, что жизнь никогда не вернется сюда. И все-таки, несмотря на закленные накрест стекла, огромную фанерную заплату на садовом фасаде, Академия казалась прекрасной для тех, кто ее любил. Она была и нашей крепостью. Толстые стены служили надежной защитой, и даже угодившая в здание бомба не ослабила веры в его надежность…
Подвиг века: Художники. Скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда: Воспоминания, дневники, письма, очерки, литературные записи / Автор-сост. Н. Паперная. Л.: Лениздат, 1969
К середине августа все наиболее ценны экспонаты музея были упакованы. Составленная на них опись включала более 2000 наименований… Остальную часть имущества музея перенесли в подвальное помещение. В опустевших залах остались лишь <…> больших размеров гипсовые слепки <…>. После 19-дневного (с 25 августа по 12 сентября) пребывания в пакгаузе, возле которого дежурили музейные сотрудники О. Г. Бенуа, С. И. Захарова, Д. Д. Никитенкова, А. Г. Прокоопе-Вальтер, Л. Н. Свиньина, И. А. Соколова и другие, имущество музея вернулось на Васильевский остров и было размещено в подвалах академического здания…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
Особенно сложным и ответственным было снятие со стен залов музея копий росписей Рафаэля и Тициана. 10 июля для решения этого вопроса директор института В. Я. Родионов счел нужным созвать специальное совещание. В нем приняли участие научный руководитель музея А. В. Смирнов, секретарь парторганизации Н. А. Суханов, профессора Я. Г. Гевирц, С. К. Исаков, М. К. Каргер, Д. И. Киплик, реставратор Н. К. Маковская и другие лица…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
12 октября 1941 года в брандмауэрную стенку на стыке домов № 4 и № 6 по 3-й линии, в которых находилось общежитие студентов, попала первая, но далеко не последняя на территории Академии, авиабомба <…> Кроме значительных повреждений, причиненных домам, взрывной волной выбило почти все стекла в рядом расположенных зданиях. Остался без стекол и корпус мозаичной мастерской, где, по руководством профессора Академии, художника-мозаичиста В. А. Фролова продолжали набирать панно для станции Московского метрополитена…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
В апреле 1942 года на Литейный двор было сброшено 4 бомбы, кажется по 250 кг. Тогда в руины были превращены мастерская проф. В. А. Синайского и флигель с гаражом, сильно пострадали три жилых корпуса…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975
Стекла, почти во всех помещениях Академии, в большинстве были выбиты разрывами бомб, частично заделаны фанерой, в комнатах была полная темнота, и без электрического света нельзя было заниматься…
Починков А. А. Научные работы. Воспоминания. Стихотворения. СПб., 2006
За короткое время была произведена заклейка оконных стекол бумажными полосами, вставлены маскировочные щиты. Часть подвальных помещений оборудована под бомбоубежище…
Иогансен М. В. Педагогический процесс и научно-методическая деятельность Института И. Е Репина в годы Великой Отечественной войны // Вопросы художественного образования. Вып. XIX. Л., 1975