В парадных залах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств будет проходить выставка произведений Бориса Сергеевича Угарова, посвященная 100-летнему юбилею художника. В экспозиции представлено более 150 живописных работ из коллекций Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея политической истории России,  Тульского областного художественного музея, из собрания семьи художника.

Б.С. Угаров родился в Петрограде 6 февраля 1922 году. С детства проявлял интерес к изобразительному искусству, занимался в художественных студиях.  В 1941-м, в год окончания школы,  добровольцем ушел на фронт, участвовал в боях на Ленинградском, Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке. Именно в тяжелые военные годы Борис Угаров осознал, что искусство —  его призвание, что он обязательно станет художником. В 1945 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учился на живописном факультете в мастерской монументальной живописи под руководством И.Э. Грабаря, у В.М. Орешникова (живопись) и А.А. Мыльникова (рисунок). После окончания аспирантуры в 1954 году Угарову была присвоена ученая степень кандидата искусствоведения. С 1975 года — председатель Ленинградской организации Союза художников, в 1977 году возглавил Институт им. И.Е. Репина, с 1983 года  — президент Академии художеств СССР.

 Вся творческая жизнь Б.С. Угарова была связана с академией;  он остался в памяти своих учеников и коллег не только как замечательный педагог, но и как крупный общественный деятель  В 100-летний юбилей мастера благодаря Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина открывается эта масштабная выставка.

Угаров — выдающийся мастер русской живописной школы второй половины ХХ века, автор исторических полотен: «В колхоз. 1929 год» (1955), «Октябрь» (1964), «Возрождение» (1980). Всенародное признание и любовь получила картина «Ленинградка. В 1941-м» (1961). Живопись Угарова отличают глубокая содержательность, эмоциональность, цельность созданных образов, блестящее воплощение в искусстве сложнейших творческих задач.

Проникновенный пейзажист, не искавший «эффектных» мотивов или состояний природы, Угаров в самом простом, обыденном сюжете открывал неисчерпаемые возможности, умел передать неброскую, но притягательную красоту деревенского пейзажа. По образному строю, по тонкости цветовых решений его пейзажи сродни работам И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.А. Серова, Л.В. Туржанского, творчество которых Угаров хорошо знал и любил.

Значительную сторону творчества художника представляют портреты: «Портрет скульптора М.К. Аникушина» (1962), «Портрет композитора А.П. Петрова» (1972). Чаще всего Борис Сергеевич писал свою семью. Возможность наблюдать человека часто, в разных ситуациях, рождает глубоко индивидуальный образ, совершенный в живописном решении, он пишет их с большой любовью, бережно и деликатно воссоздавая на холсте потаенную жизнь души и особенности характера каждого («Портрет М.О. Угаровой» (1955), «Таня» (1960), «Портрет сына» (1971), «Портрет Оли» (1981), «Анюта» (1988).

Еще одна тема, занимающая особое место в творчестве Угарова, — жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Он обращается к ней неоднократно. Величайший поэт России привлекает внимание художника необыкновенной живописностью облика, смятенностью чувств, трагичностью судьбы и гениальностью поэтических озарений. На выставке можно увидеть несколько произведений из данного цикла.

Выставка в залах музея дает возможность соприкоснуться с творческим наследием замечательного русского художника Бориса Сергеевича Угарова, раскрывает мир его образов, дает возможность не только в полной мере оценить его огромный талант и широту его творческих поисков, но и вспомнить его как человека широкой души и доброго сердца.