Выставочный проект посвящен творческой и педагогической биографии блестящего мастера отечественной графики второй половины ХХ века, жизнь и творчество которого были неразрывно связаны с Академией художеств, — Владимира Александровича Ветрогонского, и приурочен к столетию со дня его рождения.

В Тициановском зале представлены произведения художника, иллюстрирующие его путь в искусстве, начиная с дипломной работы и до последних лет жизни. В Рафаэлевском зале экспонируются работы учеников Владимира Александровича, которые стали продолжением творческой жизни художника.

Основную линию экспозиции составила, пожалуй, самая значительная тема, которая интересовала Владимира Ветрогонского на протяжении нескольких десятилетий, — тема заводов и масштабных строек, проникнутая духом индустриального романтизма. Автор создает большие серии литографий и линогравюр, работа над которыми продолжалась часто на протяжении нескольких лет. Самая первая крупная серия — «Заводские будни», за которую автор получил звание кандидата искусствоведения в 1955 году и золотую медаль Союза художников СССР, становится своеобразной визитной карточкой художника. В экспозиции представлены листы из этой серии. В их числе работы «Сталь пошла», «Ночь. Огни завода», «На заводских путях».

Шестидесятые годы — время подлинного расцвета творчества Ветрогонского. В 1961 году была закончена серия линогравюр «Северная Магнитка», посвященная крупнейшему в стране Череповецкому металлургическому заводу. Затем появляются серии «Кириши», «На Псковщине», «На дорогах», «Река работает».

Со временем язык художника меняется от некоторой репортажности к поэтическому преображению, обретая с годами большую свободу, широту, раскованность. В серии «Волго-Балт» поэтическая линия мастера проявляется более отчетливо — это увлекательный рассказ о путешествиях, проникнутый тонкой лирикой русской природы. При работе над этой серией художник обращается к технике акварели, создавая тонкий лирический мир пейзажей, портретов и жанровых композиций. В некоторых листах художник достигает такой степени обобщения, что, казалось бы, ничем не примечательный сюжет приобретает глубокое философское звучание.

Особое место в творчестве Ветрогонского занимают серии, созданные во время зарубежных поездок, — сотни рисунков пером, тушью, акварелью отражали впечатления художника от встречи с другими странами и культурами.

Большую ценность для понимания мироощущения и творческого кредо Владимира Александровича имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Записи, фиксация событий, цитаты, иногда вырезки из статей или целые письма перемежаются в них с легкими мгновенными зарисовками карандашом, фломастером, акварелью. Рассматривая дневники, можно понять вектор интересов художника и увидеть рождение замысла последующих его творческих работ. В формате дневниковых записей художник мог позволить себе открытость, безграничную свободу, непосредственность, временами юмор.

Экспозиция Рафаэлевского зала демонстрирует дипломные и творческие работы тех его учеников, которые, как и их учитель, активно занимаются педагогической деятельностью на графическом факультете Санкт-Петербургской академии художеств и в других художественных вузах Петербурга.

Ровно пятьдесят лет Владимир Александрович Ветрогонский преподавал на графическом факультете. Все эти годы он стремился передать ученикам то, чему учили его в Академии. Он говорил: «Ощутить пульс современности — вот чему я стараюсь научить молодых. Я не за холодное академическое мастерство. Овладение грамотой необходимо, но это лишь первая ступень».

Многие годы он инициировал и проводил ежегодные студенческие практики в Череповце, Киришах, в Пушкинских Горах, в поездках по Волго-Балту и выставки учебных работ. Он искренне ценил в каждом творческую индивидуальность, радовался успехам каждого студента. «Ученики, — говорил Ветрогонский — это моя молодость, им я обязан тем, что всегда должен быть в форме». В экспозиции представлены работы Александра Федоровича Кабанина, Клима Ли, Александра Николаевича Федорова и других учеников художника.