В тени великого отца…
Юрий Ильич Репин
Жизнь и творчество
На выставке, организованной к 145-летию со дня рождения Юрия Репина, представлены работы двух периодов его жизни: ранние — главным образом конца 1890-х годов, и созданные им в годы жизни в усадьбе «Пенаты» (1908–1939).
Юрий Репин писал в автобиографии: «С семнадцати лет я по воле отца стал каждодневно и принудительно заниматься искусством, т. е. рисовать и писать днем и вечером. В искусстве я тоже мало способен, но иногда, после упорного изучения, у меня случались удачные этюды». Ранние работы Юрия написаны в усадьбе Здравнево, в Белоруссии, куда на лето съезжалась вся семья («Автопортрет с трубкой», 1898; «Портрет сестры Нади», 1899).
Большая часть работ, экспонируемых на выставке, относится к «пенатскому» периоду. Когда у Юрия появилась семья и родились двое сыновей — Гай и Дий, Илья Ефимович решил построить ему на территории «Пенатов» большой двухэтажный дом с мастерской, где он и жил до вынужденного отъезда в 1939 году.
В 1910-е годы и особенно после Октябрьской революции, когда в 1918 году «Пенаты» оказались в независимой Финляндии, Юрий все чаще обращается к библейским сюжетам. В этих композициях на религиозные темы он как глубоко верующий человек выразил свое понимание Бога.
После смерти жены в 1929 году в картинах художника всё чаще находит воплощение мистическое восприятие мира. Он стал писать свои виде́ния, сны, религиозные фантазии: «Явление иконы Богоматери в лесу», «Духов день в Куоккале» (1934), «Явление святых в Куоккале» (1931). Удивительно выразительны по живописному исполнению картины триптиха «Вознесение» (1930-е), изображение притчи «Видение Анастасии Братской», картина «Христос во дворе Каиафы». Лик измученного Христа в терновом венце художник увидел во сне и с большой художественной убедительностью воспроизвел затем на полотне.
В сложных цветовых гармониях Юрий писал сцены из реальной жизни («У церкви в Куоккале»). Он глубоко чувствовал природу, многогранно и проникновенно умел передать пейзажное состояние натуры («Зима», «Восход в лесу», «Кувшинки»). На выставке можно увидеть одну из последних работ, созданных Юрием в «Пенатах» перед отъездом в Хельсинки. Он изобразил панихиду на могиле Репина 29 сентября 1939 года. Эта картина завершает временные рамки выставки.
Впервые музей демонстрирует мемориальные экспонаты: личные вещи и художественные принадлежности Юрия Репина, его этюдник, очки, кисти…
Большой интерес представляют и исторические фотографии, на которых художник запечатлен в разные годы, в различных жизненных ситуациях: в мастерской за работой, в быту, на отдыхе в кругу близких.