«Барышня в пенсне»
Графика А. П. Остроумовой- Лебедевой. К 150-летию со дня рождения
В мемориальном музее-квартире Исаака Израилевича Бродского открывается выставка произведений известнейшей русской художницы Серебряного века Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, созданных в технике ксилографии (гравюры на дереве). Эти работы составляют одну из жемчужин граверной коллекции Музея Академии художеств. Они выполнены на тонкой китайской бумаге, требуют очень бережного отношения и редко экспонируются в составе монографических выставок. Каждый оттиск неповторим и уникален. Дело в том, что при печати цветной гравюры на дереве для каждого цвета художник вырезает отдельную доску, которую раскрашивает вручную. Только при наложении оттисков этих досок на листе бумаги в процессе печати создается цельное произведение искусства. Гравюры даже одного сюжета из разных собраний могут значительно отличаться друг от друга по цвету и настроению, поскольку Остроумова-Лебедева часто меняла используемые цвета и оттенки. Тем интереснее видеть и сравнивать разные варианты, созданные художницей. Оттиски из собрания музея Академии художеств отличаются высочайшим качеством и тонкой изысканной стилистикой модерна.
Тридцать три представленных на выставке ксилографии охватывают весь творческий путь Остроумовой-Лебедевой, начиная с ее программы на звание художника, исполненной в 1899 году, до одной из последних созданных ею гравюр — панорамного вида Невы и Петропавловской крепости 1946 года.
Получив прекрасное академическое образование в Петербурге, у Ильи Ефимовича Репина и Василия Васильевича Матэ, проучившись год в мастерской Джеймса Уистлера в Париже, Анна Петровна умела виртуозно работать с цветом и тоном, создавать обобщенные, строгие по живописным решениям и форме произведения. Ее увлеченность «Миром искусства» и дружба с «отцами-основателями» этого известного художественного объединения начала века также несомненно наложили свой отпечаток на её творчество. Это прекрасно видно в необыкновенной по красоте выразительности ранней гравюре «Дама на балконе», увидеть которую редкая удача, предоставляемая посетителям выставки.
Остроумова-Лебедева много и плодотворно работала в области пейзажа, оставляя на бумаге квинтэссенцию своих зрительных впечатлений, полученных во время многочисленных поездок по Европе и путешествий по родному и горячо любимому Петербургу — Ленинграду. Она обладала неженским даром монументального художественного видения, а также проникновения в поэтическую суть архитектурного вида. Временные наслоения разрух, беды и нищета революционных и военных лет не задевают облика города — художник видит и несёт зрителю его бессмертную гармоничную сияющую красоту.