Восемнадцатый век для России стал временем зарождения не только нового государственного устройства, но и нового искусства. Ведущую роль в этом отношении сыграла Академия художеств. С момента учреждения в 1757 году она стремилась разработать четкий и последовательный метод подготовки художников различных направлений — живописцев, скульпторов, архитекторов, графиков. Основой этого метода стал рисунок. Настоящая выставка включает в себя ценнейший раздел графической коллекции, собранный Академией за первые двести лет ее существования. В нем отражены главные принципы и ступени академической системы обучения, давшей России целую плеяду выдающихся художников.

Обучение рисунку начиналось с освоения простейших фигур, копирования различных элементов анатомии человека со специальных гравированных таблиц и пособий. К первым этапам также относится копирование с «оригиналов», т. е. с произведений других художников. Затем следовали занятия в классе гипсовых голов и гипсовых фигур, где ученики копировали слепки с античных статуй. С середины XVIII века Академия художеств собирает обширную коллекцию слепков, снятых непосредственно с античных оригиналов и точно передающих все их пластические особенности. Изучая и копируя их, ученики формировали свое художественное видение, делали первые шаги в передаче светотени, пропорций человеческой фигуры, ее структуры.

<strong>Воинов Михаил Федорович (1759–1826)</strong><br /><p>Женская голова<br />
1816<br />
Бумага, сангина</p>
Воинов Михаил Федорович (1759–1826)

Женская голова
1816
Бумага, сангина

<strong>Воинов Михаил Федорович (1759–1826)</strong><br /><p>Венера. Штудия с фрагмента росписи виллы Фарнезина<br />
1780-е<br />
Бумага серая, итальянский карандаш, белила</p>
Воинов Михаил Федорович (1759–1826)

Венера. Штудия с фрагмента росписи виллы Фарнезина
1780-е
Бумага серая, итальянский карандаш, белила

<strong>Неизвестный автор</strong><br /><p>Венера и амур<br />
XVIII век<br />
Бумага (на синем тонком картоне), сангина</p>
Неизвестный автор

Венера и амур
XVIII век
Бумага (на синем тонком картоне), сангина

<strong>Неизвестный художник</strong><br /><p>Голова фавна<br />
Вторая половина XVIII в.<br />
Бумага, сангина</p>
Неизвестный художник

Голова фавна
Вторая половина XVIII в.
Бумага, сангина

<strong>Неизвестный автор</strong><br /><p>Женская голова<br />
XVIII век<br />
Бумага (на картоне), сангина</p>
Неизвестный автор

Женская голова
XVIII век
Бумага (на картоне), сангина

<strong>Воинов Михаил Федорович (1759-1826)</strong><br /><p>Женская голова<br />
Не ранее 1804<br />
Бумага, сангина</p>
Воинов Михаил Федорович (1759-1826)

Женская голова
Не ранее 1804
Бумага, сангина

<strong>Воинов Михаил Федорович (1759-1826)</strong><br /><p>Летящий амур с луком и колчаном Аполлона. Штудия с фрагмента росписи виллы Фарнезина<br />
1780-е<br />
Бумага, итальянский карандаш, белила</p>
Воинов Михаил Федорович (1759-1826)

Летящий амур с луком и колчаном Аполлона. Штудия с фрагмента росписи виллы Фарнезина
1780-е
Бумага, итальянский карандаш, белила

<strong>Воинов Михаил Федорович (1759-1826)</strong><br /><p>Девушка с кувшином на голове. Штудия с фрагмента росписи «Пожар в Борго» Джулио Романо и Джанфранческо Пенни по эскизам Рафаэля<br />
1780-е<br />
Бумага, итальянский карандаш, белила</p>
Воинов Михаил Федорович (1759-1826)

Девушка с кувшином на голове. Штудия с фрагмента росписи «Пожар в Борго» Джулио Романо и Джанфранческо Пенни по эскизам Рафаэля
1780-е
Бумага, итальянский карандаш, белила

На выставке представлены рисунки первых выпускников Академии художеств, стоявших у истоков русского искусства, — А. П. Лосенко, П. И. Соколова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, А. Г. Варнека, И. А. Акимова и других.

С первых лет своего существования Академия художеств отправляла своих лучших воспитанников в заграничные поездки на несколько лет, назначая им денежное содержание — «пансион», отчего эти поездки стали называть «пенсионерскими». Художники, как правило, отправлялись в Италию либо во Францию, где продолжали изучение шедевров искусства предшествующих эпох в оригиналах. По окончании поездки в качестве отчета академисты привозили копии произведений знаменитых художников. Благодаря такой практике Академия обрела превосходные рисунки М. Ф. Воинова, выполненные с росписей виллы Фарнезина и фресок Ватиканского дворца.

Важным разделом выставки являются эскизы к живописным и скульптурным произведениям. Рисунок — самый непосредственный из всех видов искусства, именно в нем чаще всего отображается живое движение мысли художника. В этом отношении удивительно гармоничны и свободны подготовительные рисунки А. П. Лосенко к картинам «Владимир и Рогнеда» (1770, собрание ГРМ) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, собрание ГТГ).

<strong>Лосенко Антон Павлович (1737-1773)</strong><br /><p>Геракл<br />
1766-1767<br />
Бумага, сангина</p>
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Геракл
1766-1767
Бумага, сангина

<strong>Лосенко Антон Павлович (1737-1773)</strong><br /><p>Голова Иоанна Богослова. С фрески Доменикино<br />
1766-1767<br />
Бумага, сангина</p>
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Голова Иоанна Богослова. С фрески Доменикино
1766-1767
Бумага, сангина

<strong>Лосенко Антон Павлович (1737-1773)</strong><br /><p>Женская голова. Рисунок к голове служанки в картине «Владимир и Рогнеда»<br />
1769-1770<br />
Бумага (тонированная), графит</p>
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Женская голова. Рисунок к голове служанки в картине «Владимир и Рогнеда»
1769-1770
Бумага (тонированная), графит

<strong>Соколов Петр Иванович (1753-1791)</strong><br /><p>Натурщик сидящий<br />
1785<br />
Бумага, карандаш, мел, гуашь</p>
Соколов Петр Иванович (1753-1791)

Натурщик сидящий
1785
Бумага, карандаш, мел, гуашь

<strong>Лосенко Антон Павлович (1737-1773)</strong><br /><p>Боргезский борец<br />
1766-1767<br />
Бумага, сангина</p>
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Боргезский борец
1766-1767
Бумага, сангина

<strong>Лосенко Антон Павлович (1737-1773)</strong><br /><p>Голова Париса. С фрески А. Караччи<br />
1766-1767<br />
Бумага, сангина</p>
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Голова Париса. С фрески А. Караччи
1766-1767
Бумага, сангина

<strong>Лосенко Антон Павлович (1731-1773)</strong><br /><p>Памятник Петру I<br />
1770<br />
Бумага, сангина</p>
Лосенко Антон Павлович (1731-1773)

Памятник Петру I
1770
Бумага, сангина

<strong>Лосенко Антон Павлович (1737-1773)</strong><br /><p>Ваза Боргезе<br />
1766-1767<br />
Бумага, сангина</p>
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Ваза Боргезе
1766-1767
Бумага, сангина

<strong>Лосенко Антон Павлович (1737-1773)</strong><br /><p>Флора<br />
1766-1767<br />
Бумага, сангина</p>
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Флора
1766-1767
Бумага, сангина

Мы используем сookie
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Понятно, спасибо