Художники романтического направления преклонялись перед природой, видя в ней самое яркое воплощение божественной истины. Красота ландшафта, его изменчивость, неистощимое богатство мотивов вызывали в них чувство восторга и благоговения перед тайной Абсолюта. Для многих из этих людей мир вокруг был одухотворен, полон скрытых знаков и символов, а для некоторых, считавших себя пантеистами, даже отождествлялся с самим Богом.

Согласно теории английского философа Эдмунда Бёрка (1729–1797), сформулированной им в книге «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1756), все многообразие окружающего нас мира укладывается в категории «возвышенного» и «прекрасного». Источником возвышенного у Бёрка является все, «что возбуждает идеи неудовольствия и опасности, другими словами, все, что… связано с предметами, внушающими ужас». Прекрасное же вызывает чувство удовольствия, и основные характеристики красивых вещей — это сравнительно небольшие размеры, гладкие поверхности, мягкие криволинейные очертания, чистые и светлые, но не яркие краски, грация и изящество.

Пейзаж Б. К. Куккука, несомненно, относится к «возвышенному». Он изображает крестьян со своим скотом, застигнутых на лесной дороге надвигающейся бурей. Главные «актеры» этой драмы — гнущиеся под шквальным ветром деревья, темные тучи на розовом небе, руины и мертвое дерево (символы разрушения и смерти). Так мастер искусно нагнетает атмосферу сцены, предвещая скорое «крещендо». Марины И. К. Айвазовского и Ж. Гюдена также воплощают идеи «возвышенного». Власть рока, борьба, опасность и надежда — важнейшие черты романтического мироощущения — явлены в них с исключительной силой и полнотой.

«Вид Ариччи близ Рима» А. Теерлинка можно отнести скорее к категории «прекрасного». Романтический топос «Италия — земной рай» соединяется здесь с поразительным натурализмом. Последний связан с течением бидермайер, ознаменовавшим позднюю фазу романтизма. Бидермайер, центральной темой которого была частная жизнь в ее гармоничном сосуществовании с окружающей средой, стремился передать интимность и уютность окружения человека. В таком случае Природа трактуется как Дом — красивый, безопасный, уютный. Для создания подобного образа природы мастер применяет уравновешенные композиционные схемы, мягкую светотень и детальную, «деликатную» технику письма.

«Горный пейзаж» И. Вельфле, выполненный по оригиналу К. Ротмана, полон мистической созерцательности, восходящей к искусству выдающегося немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Горы как воплощение Абсолюта и стремления к высшему началу всегда вдохновляли романтиков. Горный ландшафт Крыма является основным мотивом графических работ К. Ф. Богаевского и М. А. Волошина. У этих мастеров начала ХХ века крымская природа превращается в мир фантазии и сказки, волшебную Киммерию — страну из древних легенд.