Борис Константинович Заозерский — русский, советский живописец, яркий представитель ленинградской школы живописи. Родился в Гатчине в 1934 году. Заозерские, предки художника по отцовской линии, были потомственными петербургскими священниками, мать Бориса преподавала в гимназии, затем в школе для мальчиков. Детство Бориса Заозерского прошло в блокадном Ленинграде. В нашем городе он жил и работал до конца своих дней.


Творческий путь Бориса Заозерского начался в благоприятный для развития советского искусства момент. Шестидесятые годы ХХ века стали новым этапом в эволюции отечественной художественной культуры, когда во время «оттепели» открывались новые возможности для творческих поисков. В 1959 году Борис Заозерский завершил обучение в Ленинградском художественном училище и поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, мастерская В. М. Орешникова. После окончания живописного факультета в 1965 году он продолжает обучение в этой творческой мастерской (1967–1969). В это время Борис Заозерский уже преподает в Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. В 1971 году он становится одним из ведущих педагогов знаменитой ленинградской СХШ им. Иогансона, где более 25 лет, до 1997 года, передавал свои знания многим поколениям учеников. В 1985 году Борис Заозерский был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры».


Основные жанры, которым он отдает предпочтение, — пейзаж, портрет и натюрморт. В своих картинах он стремился воплотить наиболее волнующую его тему — военное детство. Особого внимания заслуживают его рисунки, наброски, подготовительные эскизы. Для художника, пережившего блокаду, тема Великой Отечественной войны была одной из самых значимых. К ней Борис Константинович обращался неоднократно. Одно из важных произведений о событиях Великой Отечественной войны — картина «Июнь сорок первого» находится в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга, работу над этой картиной автор завершил за год до смерти. В 1970-е годы он работал над масштабным полотном «Ижорские сталевары». Несмотря на заказной характер картины, работа проходила вдохновенно: художник создал ряд эмоциональных и выразительных этюдов и эскизов, сделал множество зарисовок. Среди этюдов особого внимания заслуживают портреты рабочих-сталеваров, выполненные в напряженной красно-коричневой гамме. Позже, на сезонной выставке в Союзе художников, картина получила самые высокие оценки зрителей и искусствоведов.


В 1990-е художник был серьезно увлечен натюрмортом. Работы его позднего периода одновременно декоративны и натурно убедительны. Оперируя разноцветными плоскостями, он будто выкладывает мозаику, внимательно подгоняя один драгоценный кусочек к другому. Принципы обобщения и отказа от многопланового построения пространства превращают букеты, плоды и пейзажи в символические образы. Все многообразие природы сосредоточилось для художника в местах, где он родился и где потом проводил каждое лето — в окрестностях Гатчины, в поселке Мариенбург. Здесь он в разные времена года время создает прекрасные пейзажи.


Артистичный и музыкально одаренный мастер тонко чувствовал происходящие в жизни перемены и настроения, искал смыслы и сюжеты в кругу близких людей, друзей, среди которых были известные певцы, музыканты, художники, — они становились героями его портретов. Творческая атмосфера, окружавшая художника, интерес к людям, связь с природой позволили Борису Константиновичу Заозерскому до конца дней сохранять искреннее восхищение миром.


Произведения Б. К. Заозерского находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств, в собраниях Всероссийского музея А. С. Пушкина и галереи «Петербургский художник», в музеях Гатчины, Мурманска, Казани, других городов России, а также в частных коллекциях России и зарубежья. При жизни мастер участвовал более чем в шестидесяти выставках. После смерти художника в 2002 году его работы постоянно появляются на выставках Санкт-Петербургского союза художников и на персональных выставках в музеях и галереях Петербурга.