Рафаэлевский зал
Входит в анфиладу парадных залов второго этажа главного здания. В середине XIX века здесь были развешены огромные копии в роскошных резных золоченых рамах, выполненные русскими и иностранными живописцами с оригиналов мастеров итальянского Возрождения, большая часть которых была подарена Академии Николаем I. В 1920-е годы живописные полотна были вынуты из рам и вмонтированы в стены.
Над дверями Рафаэлевского зала и на стене напротив окон размещены копии фресок Рафаэля и его учеников, входящих в комплекс росписей Ватиканского дворца, так называемых «станц» Рафаэля. Копии были выполнены по заказу Академии ее пенсионерами. Многие из копий принадлежат кисти выдающихся русских художников первой половины XIX века , таких как К. П. Брюллов, П. В. Басин, А. Т. Марков, ставших в середине столетия ведущими профессорами Академии художеств, яркими представителями русской академической школы.
Первой по времени поступления является «Афинская школа» К. П. Брюллова, выполненная им в 1823—1828 годах во время пенсионерской поездки в Италию. Как вспоминал впоследствии сам художник, работа над копией с одной из лучших фресок Рафаэля стала для него серьезной школой мастерства и оказала сильное влияние на формирование его личности.
1827—1828 годами датируются две копии, выполненные П. В. Басиным: «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Месса в Больсене». Высокое профессиональное мастерство и точность исполнения принесли художнику заслуженную известность, а вскоре, и звание академика. Несколько позже были созданы остальные копии, представленные в Рафаэлевском зале: «Парнас» И. Гофмана (1830), расположенный над входом, «Юриспруденция» С. Ф. Деладвеза (1850) и «Диспут» Ф. В. Виганда (1835) на главной стене, а также «Пожар в Борго» А. Т. Маркова (1834-1836) на торцевой стене зала. Все копии выполнены масляными красками на холсте и точно соответствуют размерам оригиналов.
В среднюю часть стены напротив окон вмонтирован гипсовый слепок с восточных бронзовых дверей баптистерия во Флоренции. Эти двери были выполнены в XV веке итальянским скульптором Лоренцо Гиберти, посвятившим этой работе 27 лет жизни. Слепок с них был в 1776 году подарен академии ее почетным членом Н. А. Демидовым. По формам, снятым с этого слепка, были отлиты в бронзе рельефы, помещенные на дверях северного фасада Казанского собора. В десяти прямоугольных полях гипсового слепка представлены многофигурные сцены на сюжеты из Библии: «Адам и Ева», «Каин и Авель», «Ной», «Авраам», «Соломон и царица Савская», «Моисей», «Иосиф, Исав и Иаков», «Падение стен Иерихона», «Давид и Галиаф». Каждый сюжет представлен несколькими эпизодами, позволяющими увидеть его как бы во временном развитии.
По обе стороны от входной двери разместились Геркулес и Флора — слепки, выполненные в XVIII веке с колоссальных античных статуй из коллекции Фарнезе и получившие поэтому название Фарнезских. В торце зала возвышается гигантская гипсовая фигура Диоскура. Это слепок с одной из двух колоссальных мраморных статуй братьев Диоскуров — укротителей коней, установленных на Квиринальском холме в Риме. Они считались также божествами света и подателями помощи в сражениях и на море. Статуя представляет собой римскую копию с более раннего, греческого оригинала.
В настоящее время Рафаэлевский зал используется под временные выставки, организуемые и проводимые Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств.