Архитектурные модели и чертежи
Петербург в архитектурных моделях и чертежах XVIII-XIX вв.
Уникальная коллекция архитектурных моделей, начало которой было положено еще в XVIII веке, в первые годы существования Академии и ее музея, несмотря на сравнительно небольшое количество экспонатов, является жемчужиной архитектурного собрания.
Модельное мастерство пришло к нам из Европы, где при создании особенно сложных и значительных сооружений уже в средние века часто использовали выполненные из дерева модели, которые давали полное представление не только о пространственной композиции будущего здания, но также о его внутреннем устройстве и отделке интерьеров. После окончания строительства модель обычно хранилась в здании, для возведения которого она была изготовлена. В Петербурге же эти своеобразные произведения архитектуры передавали в Академию художеств «для пользы воспитанников», будущих зодчих, которые учились здесь, наряду с живописцами, скульпторами и граверами. Так сложилась эта единственная в мире коллекция проектных моделей.
Экспозицию открывает модель Воскресенского Новодевичьего монастыря, названного Смольным, по расположению его на том месте, где прежде варили смолу для хозяйственных и военных нужд. Проект ансамбля был создан в 1747 году великим мастером эпохи барокко Ф.-Б. Растрелли (1700 — 1771), который сумел органично соединить в своем проекте черты общеевропейского стиля и традиционные мотивы русского зодчества.
Модель здания Академии художеств, представленная в экспозиции, является наглядным образцом классического стиля, одним из первых в русской архитектуре. Здание было спроектировано двумя профессорами архитектурного факультета Академии — А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. М. Валлен-Деламотом в 1764 году.
Троицкий собор Александро-Невской лавры строился в 1778–1790 годах по проекту выдающегося русского зодчего И. Е. Старова (1745–1803) в духе строгого классицизма. В отличие от других экспонатов этой коллекции, модель Троицкого собора оставлена неокрашенной, что позволяет оценить мастерство резчиков, в точности передавших изящество архитектурных деталей.
Романтическая линия русского классицизма нашла свое отражение в проекте Михайловского замка (1796–1801), сам замысел которого предполагал обращение к мотивам средневековой европейской архитектуры. В модели подробно показана роскошная отделка ее интерьера: роспись имитирует кессоны потолка, розовый и сиреневый мрамор колонн, своды и купол украшены росписью, стены декорированы золоченой лепниной.
Одним из самых оригинальных произведений петербургской архитектуры, соединившим в себе черты барокко и классицизма, мог стать Исаакиевский собор, спроектированный в 1768 году А. Ринальди, на месте которого О. Монферран построил ныне существующий Исаакиевский собор. Таким образом, проектная модель осталась наиболее полным воплощением замысла А. Ринальди.
Модель знаменитого Исаакиевского собора, построенного по проекту О. Монферрана в 1818–1858 годах, со всей точностью представляет первоначальный авторский замысел. Над созданием этой, по впечатлению современника «великолепной и щеголеватой игрушки», поражающей искусностью исполнения, трудились десять мастеров.
Особое место в экспозиции моделей занимает бронзовое изображение лютеранской церкви Св. Петра, так называемой Петрикирхе, построенной в 1833–1838 годах на Невском проспекте выдающимся петербургским зодчим А.П. Брюлловым. Эта модель не является проектной, она была изготовлена в 1867 году для международной художественно-промышленной выставки в Париже, о чем свидетельствует гравированная надпись на заднем фасаде.
Этот беглый, не претендующий на полноту охвата, перечень основных экспонатов, представленных в экспозиции, позволяет оценить уникальность этой единственной в мире коллекция проектных моделей. В дополнение к архитектурным моделям, в экспозицию включены чертежи, рисунки и гравюры, раскрывающие историю создания и бытования представленных здесь памятников.