Собрание отдела слепков
Собрание отдела слепков является уникальным по своей полноте, методическому подбору и превосходному качеству исполнения. Они были выполнены итальянскими, мастерами в конце XVIII – начале XIX века и отлиты по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Эти воспроизведения очень точно передают все пластические особенности подлинников. Коллекция этого отдела музея ведет свою историю с 1757 года — времени основания в Санкт-Петербурге Академии художеств. В период классицизма, утвердившегося в русском искусстве во второй половине XVIII века, эти произведения принимались в качестве образцов, и художникам предписывалось следование им. Копирование «антиков» являлось обязательным этапом в процессе обучения художников всех специальностей.
В начале XX века уникальное собрание слепков было размещено по историко-хронологическому принципу. Экспозиция расположена в 33 залах по циркулю первого этажа и включает около 600 памятников за период с 3 тысячелетия до н. э. до второй половины XVIII века. В первых залах отдела располагается коллекция слепков с памятников Древнего Египта и Ассирии. Интересны прекрасные воспроизведения статуй фараонов Хефрена и Аменемхета II, сфинкса из Таниса, рельефов гробницы в Саккара, рельефов дворцов ассирийских царей в Кальху и Ниневии.
Самую значительную по объему группу произведений составляют уникальные повторения со скульптурных памятников Древней Греции. Собрание дает возможность проследить весь ход развития греческой скульптуры. Скульптурную экспозицию дополняют модели древнегреческих сооружений, фотографии, планы, античная керамика.
Славу собранию составляют слепки со скульптурных произведений классического периода развития искусства древней Греции, скульптуры храма Зевса в Олимпии, статуй Пифагора Регийского «Мальчик, вынимающий занозу» и Мирона «Дискобол».
Эпоха расцвета греческой скульптуры представлена моделью Афинского Акрополя, а также воспроизведениями скульптур Парфенона на Афинском Акрополе. Это метопы, фронтоны и рельефный фриз, модель статуи Афины Парфенос работы Фидия.
Слепки со статуй Праксителя — «Эрот», «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» — передают одухотворенность и тончайшую пластику обработки мрамора.
Эпоха Александра Македонского представлена повторениями статуй Лисиппа «Апоксиомен» и «Отдыхающий Гермес». Иное направление, воссоздающее идеальную красоту человека, показано слепками с работ Леохара — «Аполлон Бельведерский» и «Артемида /Диана/ Версальская». Яркое представление о греческой скульптуре эпохи эллинизма дают слепки с великолепных скульптур «Ника Самофракийская», «Афродита с о. Мелос / Венера Милосская», «Лаокоон». Разнообразие искусства пластики этого периода характеризуют повторения двух огромных горельефных плит алтаря Зевса в Пергаме с изображением битвы богов с гигантами.
В разделе Древнего Рима необыкновенной точностью воспроизведения отличаются слепки с портретов эпох Августа, Тиберия, Адриана, Каракаллы. Уникален слепок с конной портретной статуи консула Бальба. Интересны повторения с мраморных рельефов колонны Траяна в Риме.
Развитие декоративной скульптуры в Древнем Риме: алтари, саркофаги, рельефы зданий – отражено в собрании отдела большим количеством превосходных слепков. Модели Пантеона, Колизея, триумфальных арок из пробкового дерева дополняют композицию.
В собрании отдела имеются слепки с произведений западноевропейской скульптуры XII – XIV веков, относящиеся к готическому периоду истории средневекового искусства. Воспроизведения скульптур собора Парижской Богоматери и гробниц герцогов Бургундского и Беррийского замечательны динамичностью изгибов удлиненных фигур с эмоциональными жестами, передающими глубокие человеческие переживания.
Слепки с произведений эпохи Возрождения: рельефы на библейские темы с дверей Баптистерия во Флоренции, головы Св. Георгия и пророка Иеремии Донателло из церкви Ор- сан- Микеле во Флоренции, скульптуры Сиенского собора и рельефы церкви Сан-Петронио в Болонье Я. делла Кверча – богато представлены в музее.
Достойное место в экспозиции занимают воспроизведения с творений великого Микельанджело Буонаротти. Это – статуя ветхозаветного пророка Моисея, наполненные внутренней силой, «Рабы» для гробницы папы Юлия II в церкви Сан Пьетро в Риме, голова Давида во Флоренции, полный трагизма портрет Брута.
Скульптурные произведения Италии, Франции и Германии XVI — конца XVIII веков — живописные рельефы «Фонтана невинных» в Париже, «Три грации» с надгробия короля Генриха II Ж. Пилона, наполненная выразительным человеческим страданием статуя Милона Кротонского П. Пюже, «Купальщица» Э. Фальконе — отличаются богатой игрой света и тени. Модели двух групп «Укротителей коней» с площади Согласия в Париже послужили П. Клодту прообразами скульптур Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Экспозицию дополняют воспроизведения с рельефов дворцов и церквей Франции.