Товарищ плакат

Виртуальный проект «Товарищ плакат» представляет плакаты времен Великой Отечественной войны из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
В его названии использовано заглавие книги Виктора Корецкого, одного из художников-плакатистов военного времени. Уже в первые дни войны художники и литераторы объединили усилия, открыв свой фронт борьбы с врагом. Плакаты стали их вкладом в Победу. Не случайно поэтому рядом с плакатами — рассказы о судьбах их создателей — Виктора Дени, Нины Ватолиной, Кукрыниксов, Виктора Корецкого, Алексея Кокорекина и многих других.

На выставке представлены плакаты первых двух военных лет — 1941-го и 1942-го — самых тяжелых, когда советские войска в основном отступали и требовалось поддержать боевой дух солдат и веру всей страны в победу. Среди плакатов в собрании музея есть и самый первый плакат военного времени, созданный Кукрыниксами, — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на улицах Москвы уже 25 июня 1941 года.

Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Основные темы листов этого времени: «Фашисты не пройдут!», «Мы вернемся!», «Все для фронта!», «Воин Красной Армии, спаси!». В 1942 году такие листы соседствуют уже с новыми сюжетами — «Быстрее восстановим путевое хозяйство и связь в районах, освобожденных от немецких оккупантов!», «Протянем руку братской помощи жителям сел и городов, освобожденных от фашистов», в которых подчеркивается тема освобождения и разгрома врага.
Силу воздействия и роль плаката в суровые военные годы точно отражают строки художника-плакатиста Виктора Дени:

Плакат есть стрела-молния к сознанию зрителя,

Будь зрителю вроде молниеносного учителя.

Взглянул зритель — и мыслью объят,

Вот это и есть плакат!


Боим Соломон Самсонович

(1899 — 1978)


Родился в городе Дмитриев-на-Свапе (Дмитриев, Курская область). Учился в Харьковском художественном училище, в 1922–1929 годах — на литографском отделении графического факультета московского Вхутеина. Однокурсник Ф. Н. Бочкова.
С 1937 года преподавал в изостудии Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, в 1939–1941 годах — в Московском художественном институте.
В годы Великой Отечественной войны работал в области книжной и станковой графики в различных техниках: гуашь, акварель, карандаш, литография. В 1941 году получил назначение в Кронштадтский дом Военно-морского флота, где руководил работой по наглядной агитации. В 1942 году откомандирован в Ленинград для работы в газете «Красный Балтийский флот». В 1943–1945 годах занимал должность старшего художника Политического управления Балтийского флота. Военно-морская тема стала центральной в его творчестве. Художником были созданы графические циклы «Ленинград в дни блокады» (1942–1943) и «Флот в Великой Отечественной войне» (1940-е).

Бочков Феодосий Николаевич

(1899 — 1978)


Родился в Вологде. После окончания реального училища в 1918 году начал заниматься в художественной школе, преобразованной позднее в Вологодский художественный техникум. Окончил техникум в 1922 году.
В 1923 году поступил на литографское отделение графического факультета московского Вхутеина. Окончив в 1929 году институт, Бочков остался жить в Москве. Работал художественным редактором «Крестьянской газеты». В конце 1920-х годов занимался книжной иллюстрацией, оформил «В огне» А. Барбюса, «Записи Ковякина» Л. М. Леонова, «О краке» Б. С. Непеина и Е. Н. Студенецкой.
В довоенные годы совершил много творческих командировок — на Урал, Волгу, Каспий, по итогам которых были созданы четыре серии работ: «Рыбный промысел», «Сгребают сено», «Рыбный обед» и «Вечер в деревне».
Во время Великой Отечественной войны выезжал с группой художников в освобожденные от фашистов города Орел, Севастополь, Тарнополь (Тернополь). Собрав материалы, Бочков исполнил графические серии «Оборона Тулы», «Разгром немцев и итальянцев на Дону», «Фронт и тыл». В 1943 году художник побывал на Юго-Западном фронте, там он написал ряд работ «По дорогам наступления», «В занятой станице», «Раненые». Работал над плакатами «Окна ТАСС».


Плакат "Разгромим фашистских налетчиков"

Боим Соломон Самсонович (1899–1978)
Бочков Феодосий Николаевич (1901–1952)
Плакат «Разгромим фашистских налетчиков!»
Государственное издательство «Искусство».
Москва, Ленинград 1941
Цветная литография
89 × 62,6
НИМ РАХ


Плакат "Фашизм - злейший враг женщин""

Ватолина Нина Николаевна (1915–2002)
Плакат «Фашизм злейший враг женщин. Все на борьбу с фашизмом!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1941
Цветная литография. 85,5 × 58,1
НИМ РАХ

Ватолина Нина Николаевна

(1915 — 2002)

Родилась в Коломне в семье военного инженера. В 1932–1936 годах училась в художественном техникуме ОГИЗ. В 1937 году поступила в Московский государственный институт им. В. И. Сурикова на живописный факультет, училась у А. А. Дейнеки и Г. Г. Ряжского. В 1935–1939 годах занималась у художника-плакатиста В. Н. Дени.
С началом войны Н. Н. Ватолина полностью посвятила себя искусству плаката. Совместно с Николаем Викторовичем Денисовым, сыном В. Н. Дени и своим первым мужем, они создали всемирно известный плакат «Не болтай!» (1941). Ватолина является автором таких плакатов, как «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!», «Слава матери-героине!», «За нашу великую Родину!», «Ждем с победой!», и многих других. 
После войны Н. Н. Ватолина продолжала заниматься искусством плаката, искала новые художественные средства, новые формы, новую систему образов, «чтобы поднять новые задачи, выразить идеи, войти в живой контакт с мыслями и чувствами народа».
Автор нескольких книг — «Мы — плакатисты» (1962), «Прогулка по Третьяковской галерее» (1976), «Пейзажи Москвы» (1983), «Наброски по памяти» (1992).  


«Мне, естественно, просто близка женская тема в плакате. Тема обыкновенного женского подвижничества, труд, материнство, любовь… Тема участия женщины в войне, доля тех молоденьких, что вытаскивали из боя десятки тысяч раненых солдат и умирали под пулями от ран, тех, что рожали в снегу, в партизанских лесах, чья юная женственность прошагала войну в кирзовых сапогах… И доля тех — старших и старых, чья трагическая причастность к войне была не только в непосильном труде, но и в страшном грузе тревоги за своих мальчиков, девочек и мужей, ушедших на фронт… Вот о них — женщинах, о войне, а значит и о мире мне больше всего и хотелось всегда говорить».

Н. Н. Ватолина. Мы — плакатисты


Говорков Виктор Иванович

(1906–1974)


Родился во Владивостоке. В 1926–1930 годах учился на живописном факультете московского Вхутеина у С. В. Герасимова, Д. С. Моора, В. А. Фаворского. После окончания института стал заниматься исключительно книжной графикой и плакатом. В его плакатном творчестве нашли отражение как политические, так и социальные темы.
Во время Великой Отечественной войны в составе специализированной бригады художников (в которую входили А. К. Боровская, Л. Ф. Голованов и другие) был отправлен на Калининский фронт. Вместе с пехотой художники бригады отправлялись на передовую, где вели изобразительную летопись событий. Их портретные зарисовки, зарисовки сражений, виды разрушенного города стали настоящими художественными документами («Бой на подступах к Калининскому элеватору», «Волжский мост в городе Калинине» и др.). Тем самым, мирная по своей сути профессия художника становилась в один ряд с подвигом воинов.


Говорков Виктор Иванович (1906–1974)
Плакат «Горжусь сыном!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1941
Цветная литография. 85,5 × 58,1
НИМ РАХ

Дени (Денисов) Виктор Николаевич (1893–1946)
Плакат «Лицо гитлеризма»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1941
Цветная литография. 59 × 44
НИМ РАХ

Дени (Денисов) Виктор Николаевич

(1893–1946)


Родился в Москве, происходил из обедневшего дворянского рода. Рано лишившись родителей, воспитывался в дворянском пансионате. Единственным учителем рисования Денисова был Н. П. Ульянов, ученик В. А. Серова, преподававший в пансионате. Дальнейшего систематического художественного образования получить не смог из-за недостатка средств.
Рано начал работать в журналах. Впервые его рисунок был опубликован в 1910 году в московском журнале «Будильник». Под влиянием своего кумира, художника Ре-ми, Денисов взял себе творческий псевдоним — Дени. 
В 1913 году Дени уезжает в Петербург, где активно сотрудничает в десятках журналов и газет, таких как «Новый Сатирикон», «Журнал журналов», «Столица и усадьба». Его карикатуры и шаржи завоевывают широкую известность, он знакомится с художниками и литераторами, выставляется в «Салоне юмористов». «Какой талантище!.. и рисовать умеет и сходство схватывает и, вообще, мастер…», — отзывался о нем И. Е. Репин.
С 1921 года художник становится постоянным сотрудником газеты «Правда», его рисунки публикуют на первой полосе, рядом с самыми важными политическими статьями, их перепечатывают в зарубежной прессе.
В 1932 году Дени присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны активно участвует в создании агитационных плакатов. Главным персонажем его карикатур становится Гитлер («Что посеял, то и пожнешь. От суда не уйдешь!», «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник!»). 
Написал книгу воспоминаний «Мои мыслишки в записной книжке», ряд статей о политическом плакате. «Чрезвычайно острый тематически, общедоступный по концентрированной простоте, лаконичный по форме, Дени – настоящий газетчик. Это художник, который умеет распрямиться, как пружина, отвечая на тему дня», – писал о нем Дмитрий Моор.


«Первые плакаты, первые свои рисунки в газету мне посчастливилось делать под руководством Виктора Николаевича Дени. … Тяжелый человек в быту, Дени мог быть очень ласковым и внимательным в свои хорошие минуты. Он терпеливо учил нас своему мастерству: четкой, выразительной, лаконичной линии, скупой сдержанности художественных средств. Учил убирать из рисунка все лишнее, оставляя лишь самое необходимое, самое выразительное. Взглянет на рисунок и тотчас закроет рукой какую-то подробность моделировки, и сразу видишь, как она не нужна была, мешала целому. Или, наоборот, на готовой, казалось бы, работе вдруг так нарисует глаз, прибавит такую черточку у рта, что только дивишься, как можно было раньше не заметить, что лицо было безжизненно до поправки… Его умные насмешливые глаза видели, казалось, зорче других. Острая наблюдательность позволяла ему открывать все новые и новые повороты сатирических ситуаций. Необходимость много и быстро работать не мешала ему всегда находить свежее решение политической темы. Меткость удара, неисчерпаемая изобретательность, отточенность мастерства — все принадлежало ему».


Н. Н. Ватолина. Мы — плакатисты

Я художник великой державы
И художник не ржавый.
Свое дыхание жизни
Я отдал отчизне…

                                                  Дени

Что есть плакат и какова природа плаката?
Говорю в качестве старого плакатиста-солдата.
Плакат не есть длинное чтиво;
Относись к зрителю бережно, учтиво.
Плакат должен быть ясен и прост —
Таков плаката пост.
Плакат есть стрела-молния к сознанию зрителя,
Будь зрителю вроде молниеносного учителя.
Взглянул зритель — и мыслью объят,
Вот это и есть плакат!

Виктор Дени. Мои мыслишки в записной книжке


Елкин Василий Николаевич

(1897–1991)


Родился в деревне Крылатки Московской губернии. С 1911 года учился в школе рисования при типографии И. Д. Сытина, где преподавали С. В. Герасимов и Г. Д. Алексеев.
В 1916 году мобилизован в армию, проходил службу в авиационной части. После Революции 1917 года в рядах Красной армии участвовал в боях на Деникинском фронте, в Поволжье и на Украине.
Вернувшись в 1924 году в Москву, был принят во Вхутемас в класс В. А. Фаворского, учился у С. В. Герасимова. Учебу совмещал с работой в издательстве «Новая Москва». Был одним из учредителей общества «Октябрь», куда входили А. А. Дейнека, Д. Моор, Диего Ривера, С. М. Эйзенштейн и многие другие деятели искусства.
В 1928–1929 годах был техническим редактором Агитпропа, оформлял журнал «Строительство Москвы». В 1931 году стал секретарем Бюро графической секции Союза советских художников. С начала 1930-х годов много работал в области плаката.
Активно участвовал в выставках: в международной выставке «Современное книжное искусство» (Кельн, 1928), Первой выставке объединения «Октябрь» (Москва, 1930), всесоюзной выставке плаката «Плакат на службе пятилетки» (Москва, 1932), Международной выставке плаката в Льеже и Вервье (Бельгия, 1932).
В 1934 году, работая в 1-й Образцовой типографии, был осужден за некачественный тираж брошюры с портретом Сталина по статье за антисоветскую пропаганду и отправлен в Дмитлаг, на строительство канала Москва — Волга. В лагере оформлял журналы «Москваволгострой» и «На штурм трассы». Объездил всю стройку канала, постоянно делая зарисовки. В 1937 году на их основе вышла книга «Зарисовки трассы». В 1937 году вернулся в Москву. 
В военные годы работал в ИЗОГИЗ, а также художником на Московском электромеханическом заводе им. Владимира Ильича.
После войны обратился к иллюстрации, оформлял детские книги, сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Малыш», «Молодая гвардия». 

Елкин Василий Николаевич (1897–1991)
Плакат «Быстрее восстановим путевое хозяйство и связь в районах, освобожденных от немецких оккупантов!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1942
Цветная литография. 79,7 × 51,5
НИМ РАХ

Елкин Василий Николаевич (1897–1991)
Плакат «Протянем руку братской помощи жителям сел и городов, освобожденных от фашистов»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1942
Цветная литография. 88 × 59,1
НИМ РАХ


Еремина Татьяна Алексеевна (1912–1995)
Плакат «Партизаны, мстите без пощады!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1942
Цветная литография. 85 × 60,5
НИМ РАХ

Еремина Татьяна Алексеевна

(1912–1995)


Родилась в Москве. С 1927 по 1931 год училась в Московском областном художественном педагогическом училище, а с 1931 по 1938 год — в Московском художественном институте у С. В. Герасимова и А. А. Дейнеки. Ее дипломной работой была серия плакатов на тему «Советская женщина».
Занималась плакатом, станковой графикой и литографией. С 1934 года сотрудничала в журналах «Мурзилка», «Смена», «30 дней». Работала иллюстратором в издательствах «Детская литература», ДЕТГИЗ и других. Оформляла произведения А. Л. Барто, Н. Н. Носова, Е. И. Чарушина, С. Я. Маршака, К. Г. Паустовского, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро.
В годы Великой Отечественной войны пополнила ряды художников политического плаката. Автор листов «Убрать урожай до единого зерна!», «Партизаны, мстите без пощады!».


Иванов Виктор Семенович

(1909–1968)


Родился в Москве. В 1926–1929 годах учился в Московском техникуме изобразительных искусств памяти восстания 1905 года у Е. Н. Якуба. в 1928–1929 годах — в студии Д. Н. Кардовского, в 1929–1933 годах — в ленинградском Вхутеине (позднее ИнЖСА) у М. П. Бобышева и Н. Э. Радлова. После окончания института вернулся в Москву, работал в кино на студиях «Мосфильм» и «Межрабпомфильм». Оформил кинокартины «Честь» (1938), «Ленин в 1918 году», «Парень из Тайги» (1941), «Дорогой бессмертия» (1957). Помимо кино, работал преимущественно в области агитационно-политического плаката.  
За годы Великой Отечественной войны выполнил более ста плакатов, в том числе  «Каждый рубеж — решающий!», «Мсти за горе народа!», «Водрузим над Берлином знамя победы!». В 1941–1943 годах участвовал в выпуске плакатов «Окна ТАСС». Автор книги «Как создается плакат».

Иванов Виктор Семенович (1909–1968)
Плакат «Изучить военное дело Родина-мать велела!»
Государственное издательство
«Искусство». 
Москва, Ленинград 1941 
Цветная литография. 71 × 49,7
НИМ РАХ

«В Изогизе введены ночные дежурства. Часть редакции переведена на казарменное положение. Когда наступает вечер, я пытаюсь поспать до объявления тревоги на маленьком клеенчатом диване в редакции плаката. <…> Внезапно щелчок репродуктора, и нарочито бесстрастный левитанвский баритон: „Граждане, воздушная тревога…“
Дежурила я с Виктором Ивановым. Сидели на теплом, неостывшем еще железе крыши, поглядывали в темноту летнего неба, в окаменевшее море затемненного города, обступившего невысокую крышу издательства. Вдалеке тупо, как удары в подушку, начинают раздаваться артиллерийские залпы. Чаще, ближе стрельба, выше поднимаются взрывающие темноту световые ножи прожекторов, лихорадочно скользят, шарят по небу и вот в их пересечении — зловещий крестик вражеского самолета…».

Н. Н. Ватолина. Мы — плакатисты

Иванов Виктор Семенович (1909–1968)
Плакат «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный
образ наших великих предков!»
Государственное издательство
«Искусство».
Москва, Ленинград 1942
Цветная литография. 88,7 × 59,3
НИМ РАХ

«Виктор Иванов пришел в издательство в предвоенные годы. Светловолосый, коренастый человек, прекрасный рисовальщик, художник с разносторонним опытом работы. С первого же лета войны проявилось ценнейшее качество его искусства: человечность образов художника. Возник и оформился мир его персонажей — мир современника, живущего рядом с вами, теплый мир простых людей, героически действующих в жесточайших условиях войны.
Часто содержание его плаката расширялось присутствием второго символического плана — исторической параллели, но этот второй, условный план только усугублял, делал ощутимее теплоту главного персонажа, отнюдь не символа, а живого человека. Одаренность Иванова как портретиста, его интерес к мимическим возможностям человеческого лица при общей монументальности решения вывели его работы на передний край широкого фронта плаката Отечественной войны».

Н. Н. Ватолина. Мы — плакатисты


Кокорекин Алексей Алексеевич

(1906–1959)


Родился в городе Сарыкамыш (ныне в Турции). Окончив в 1927 году Краснодарскую художественную школу, поступил в Кубанский художественно-педагогический техникум, где учился два года. Учебу совмещал с работой, был помощником декоратора в Краснодарском театре, рисовал рекламные афиши кинофильмов. В 1929 году уехал в Москву, где сотрудничал в журнале «Рост».
С 1930 года начинает систематически заниматься политическим плакатом. В 1934 году за плакат «Со знаменем Ленина, под боевым руководством Сталина» стал лауреатом второй премии на конкурсе плакатов «10 лет без Ленина».
В годы Великой Отечественной войны участвовал в выпуске «Окон ТАСС», плодотворно работал над созданием плакатов («Свет в окне — помощь врагу!», «Бей фашистского гада!», «За Родину!», «Знамя полка — честь полка!»). Вместе с художниками В. Б. Корецким и Н. А. Долгоруковым шествовал над одним из авиационных полков, действовавших на Смоленщине. В 1941–1943 годах работал художником Военного издательства при Политическом управлении Рабоче-крестьянской Красной армии.
В 1943 году вступил в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.   

Кокорекин Алексей Алексеевич (1906–1959)
Плакат «Фронту от женщин СССР»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1942
Цветная литография. 84,9 × 62
НИМ РАХ

 

«Знакомя меня с Кокорекиным, Дени прибавил: „Ты, вот, любишь людей рисовать, а он мастер на это…“ В молодом художнике Дени увидел дар проникновения в характер человека, в его психологию, то, что так отчетливо проявилось в плакатах Кокорекина военных и послевоенных лет: точность характеристик и правдивость психологической ситуации…».

Н. Н. Ватолина. Мы — плакатисты

Кокорекин Алексей Алексеевич (1906–1959)
Плакат «Смерть фашистской гадине!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1941
Цветная литография. 89 × 62,3
НИМ РАХ

 

«В годы Великой Отечественной войны, когда с особой силой развернулось дарование художника, их неизменного для него стремления к широким обобщениям, к изобразительной символике выросли такие превосходные плакаты, как „Смерть фашистской гадине!“ или „Свет в окне — помощь врагу!“.
В военное время проявилось еще одно качество Кокорекина — наряду с другими художниками он создавал выразительные образы людей.
… Эмоциональность лучших произведений А. Кокорекина во многом обусловливается удачей их колористического решения. Цвет у художника играет важнейшую роль, создавая определенность настроения, характеризуя действие, формируя восприятие зрителем сюжета, образа».

В. Б. Корецкий. Заметки плакатиста

Кокорекин Алексей Алексеевич (1906–1959)
Плакат «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград. 1941
Цветная литография. 60,1 × 82,5
НИМ РАХ

«Если перебрать все плакаты, созданные В. Кокорекиным за много лет его творчества, придется вспомнить многие крупные события в жизни нашего народа. Художник неизменно отзывался на все важное, что происходило в стране. Такая систематическая художественная летопись общественно-политической жизни страны в творчестве Кокорекина свидетельствует о постоянстве его интересов художника-гражданина, о теснейшей неразрывной связи его искусства со всем ходом нашего развития». 

        В . Б. Корецкий. Заметки плакатиста


Корецкий Виктор Борисович

(1909–1998)


Родился в Киеве. Учился в Московской профессиональной школе изобразительных искусств в 1921–1929 годах. Работал в портретном жанре — создал галерею живописных портретов драматических актеров, артистов цирка и эстрады.
С 1931 года начал заниматься преимущественно политическим плакатом, разработал собственную фотомонтажную форму плаката, сотрудничал в издательствах ОГИЗ, ИЗОГИЗ, «Искусство». С 1939 по 1987 год — член редакционной коллегии издательства «Рекламфильм».
За годы Великой Отечественной войны создал более сорока плакатов, в том числе «Наши силы неисчислимы», «Воин Красной Армии, спаси!», «Немец ест хлеб наших детей!», «Бей так: что ни снаряд — то танк».
В. Б. Корецкий с А. А. Кокорекиным и Н. А. Долгоруковым шефствовали над одним из авиационных полков, действовавших на Смоленщине. «Мы часто выезжали туда и оформляли альбомы, стенгазеты эскадрилий, делали рисунки-портреты летчиков, бортмехаников, радистов», — писал он позднее в своей книге «Товарищ плакат. Опыт, размышления». 

Корецкий Виктор Борисович (1909–1998)
Плакат «Не уйти фашистскому зверю от расплаты!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград 1942
Офсетная печать. 59,5 × 82,5
НИМ РАХ


«Война не застала нас, художников, врасплох. <…> через двадцать четыре часа после неожиданного, предательского нападения фашистов на улицах советских городов и сёл уже висели плакаты — гневные и требовательные воззвания к народу. Ни на миг не охватило нас чувство растерянности, каждый помнил свой долг, каждый знал свое место в строю.
Война выдвинула графику в первые ряды изобразительного искусства. Но самые передовые позиции были сразу же заняты плакатом».

В. Б. Корецкий. Заметки плакатиста


Кукрыниксы


Художники Михаил Васильевич Куприянов (1903–1991), Порфирий Никитич Крылов (1902–1990) и Николай Александрович Соколов (1903–2000) подружились и начали работать вместе, еще будучи студентами, в 1920-е годы. Учились они на графическом факультете Вхутемаса. Именно в студенческом общежитии началась их совместная работа «и возник художник „Кукрыникс“, впоследствии переименованный в „Кукрыниксы“». «Впереди нам троим предстояла интересная работа на многие годы», — рассказывали художники в своей книге «Кукрыниксы. Втроем». Их рисунки стали публиковаться на страницах журналов «Комсомолия» и «На литературном посту», где художники познакомились с В. В. Маяковским, Л. А. Кассилем и другими литераторами. Тогда же начали они сотрудничать в журналах «Безбожник у станка», «Крокодил», в газете «Правда».
В 1931 году Кукрыниксы познакомились с Максимом Горьким. Писатель в статье к каталогу их первой персональной выставки, состоявшейся в 1932 году, назвал художников «единосущной и нераздельной троицей». Художники проиллюстрировали роман Горького «Жизнь Клима Самгина», стали авторами иллюстраций к сатирическому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». 
Перед самой войной Кукрыниксы создали серию рисунков, посвященных истории русского революционного движения («Расстрел Ивана Бабушкина», «Суд над сормовскими рабочими», «Баррикады на Пресне в 1905 году»). Серия была приобретена Третьяковской галереей.
Во время Великой Отечественной войны в сотрудничестве с другими художниками и литераторами участвовали в создании плакатов «Окна ТАСС». Уже на третий день войны на улицах городов появился первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

Кукрыниксы (Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991),
Крылов Порфирий Никитич (1902–1990),
Соколов Николай Александрович (1903–2000))
Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград
1941
Цветная цинкография. 76,3 × 63
НИМ РАХ

«Шел третий день войны с фашистской Германией. На улицах Москвы только что расклеен наш первый плакат „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!“. На плакате изображено, как красноармеец протыкает штыком голову Гитлера, протягивающего когтистую лапу.
Ежедневно мы, Кукрыниксы, собираемся втроем в общей квартире моей и Крылова, чтобы работать над карикатурами и плакатами. В один из таких дней к нам приходит взволнованный Самуил Яковлевич Маршак.
— Что если нам попробовать работать совместно? Карикатуры и плакаты — ваши, а стихи к ним — мои? — тяжело дыша, предлагает Маршак.
Мы тут же соглашаемся, считая это очень удачным. И начиная со следующего дня мы собираемся за нашим рабочим столом уже вместе с Маршаком. Забывая об усталости, работаем часто бессонными ночами. Делать лучше, быстрее, больше — вот что было единственным стремлением нашего содружества, которое мы в шутку называли „Маршкукрыниксы“.
<…> Работа шла, как правило, за одним столом. Рисовались карикатуры и плакаты, и тут же писались к ним стихи. Стол был завален бумагой, красками. Здесь же были разложены фотографии фашистских главарей и их жертв. Эти материалы нужны были нам как документальные свидетельства, усиливавшие злость нашей сатиры».

Н. А. Соколов. Наброски по памяти

Кукрыниксы (Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991),
Крылов Порфирий Никитич (1902–1990),
Соколов Николай Александрович (1903–2000))
Плакат «Наполеон потерпел поражение, то же будет с зарвавшимся Гитлером!»
Государственное издательство «Искусство». Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 59 × 87,3
НИМ РАХ

«Война!
Это слово, оглушающее, как взрыв, мгновенно вытеснило из сознания каждого советского человека все другие мысли. Какими ничтожными, пустяковыми показались те заботы, беспокойства, которые еще вчера казались важными!
Мы немедленно едем в редакцию «Правды». <…> Нас встречают словами:
— Вот вам троим теперь будет работа!
Как хочется, чтобы наш труд оказался сейчас не менее нужным, чем в мирное время!».

Кукрыниксы. Втроем

Мальцев Петр Тарасович

(1907–1993)


Родился в Мариуполе. В 1921–1924 годах учился в Запорожской художественно-профессиональной школе у В. Н. Невского. После ее окончания был направлен в Москву во Вхутемас (Вхутеин), где учился с 1924 по 1930 год на монументальном отделении живописного факультета у В. А. Фаворского, П. В. Кузнецова, Л. А. Бруни и Н. М. Чернышева. В 1932 году вступил в Союз художников СССР.
Во время Великой Отечественной войны служил художником культпросветработы Северного флота. Выполнил большое количество плакатов, посвященных героической борьбе советских солдат, моряков, морских пехотинцев, летчиков военно-морской авиации: «Уничтожай фашистов на суше и море», «Обрушим всю силу могучей боевой техники против наглого врага!», «Героический подвиг юнги» и другие.
С 1949 года работал в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Участвовал в создании диорам «Альпийский поход Суворова», «Бой воздушного десанта под Вязьмой зимой 1942 года»; работал над воссозданием диорамы Ф. Рубо «Бородинская битва». Возглавлял творческую группу художников Студии имени М. Б. Грекова в работе над диорамой «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», длившуюся более двадцати лет (сегодня она является частью музейного комплекса «Сталинградская битва»).

Мальцев Петр Тарасович (1907–1993)
Плакат «Военный комиссар — отец и душа своей части»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 69,8 × 91,5
НИМ РАХ


Мальцев Петр Тарасович (1907–1993) 
Плакат «Беспощадно уничтожать фашистских диверсантов»»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 62 × 84,8
НИМ РАХ


Маризе (Краснокутская) Мария Алексеевна

(1902–1986)


Родилась в Екатеринбурге. Происходила из древнего боярского рода Языковых.  Детство и юность провела в Швейцарии, получив прекрасное домашнее образование. Вернувшись в Россию, училась живописи у профессора С. И. Яковлева, а в 1918–1921 годах — во Вхутемасе. После Октябрьской революции взяла псевдоним Маризе. Недолгое время была замужем за советским чиновником И. Краснокутским. Известна как художник-баталист, ее картины на сюжеты Гражданской войны находились в экспозициях многих советских музеев. Принимала активное участие в художественных выставках.
Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы занималась плакатом («Учись защищать Родину!», «Старикам у нас почет!», «Любите книгу — источник знаний!» и другие).
В. Б. Корецкий упоминает ее в своей книге «Товарищ плакат»: «Нельзя не вспомнить наших плакатистов-женщин, много и плодотворно трудившихся. Это — Г. Шубина, М. Маризе, М. Бри-Бейн, В. Ливанова и, конечно, Н. Ватолина…». 

Маризе (Краснокутская) Мария Алексеевна (1902–1986)
Плакат «На защиту Отечества!»
Государственное издательство «Искусство». Москва, Ленинград 
1941
Цветной офсет. 69,7 × 51,8
НИМ РАХ


Теванян Вачаган Карапетович (1915–1970)
Плакат «Мы вернемся!»
Государственное издательство «Искусство». Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 71 × 60,3
НИМ РАХ

Теванян Вачаган Карапетович

(1915–1970)


Родился, жил и работал в Ереване. Окончил Ереванский художественно-театральный институт. Занимался живописью, графикой, работал в Ереванском государственном кукольном театре им. Ованеса Туманяна.


«Душные, выжженные зноем июльские дни, духота перегретой солнцем комнаты, рисунок плаката на мольберте…
Они умирают сейчас эти люди… они падают под пулями сейчас, сию минуту, когда я провожу рукой эти линии.
Эти мысли неотступно стучат в мозгу. Всем, кто работал в плакате в это время, знакома нравственная ответственность, напряжение всех сил, полная отдача своему делу. „Мы знаем, что нынче лежит на весах и что совершается ныне…“. На весах лежало существование всего, что мы любим, лежало существование Родины, великого слова русского…». 

                                              Н. Н. Ватолина. Мы — плакатисты


Финогенов Константин Иванович

(1902–1989)


Родился в Царицыне (ныне Волгоград). После окончания в 1917 году Высшего начального училища, занимался в студии И. И. Машкова в Москве. C 1918 года учился на вечерних курсах рисования и живописи в Царицыне, где преподаватели вели обучение по методу П. П. Чистякова.
В 1926 году принимал участие в VIII выставке Ассоциации художников революционной России, объединявшей в то время художников-реалистов всей страны.
В 1929 году поступил в ленинградский Вхутеин на графический факультет, учился у Н. Э. Радлова. После перевода факультета в Москву, переехал и продолжил обучение в Полиграфическом художественно-технологическом институте. В 1932 году ушел из института.
В поисках сюжетов и натуры, выезжает на предприятия и шахты. Пишет картины «Главный конвейер механо-сборочного цеха тракторного завода» (1932), «Комсомольцы метро» (1935), участвует в выставках. Создает ряд произведений на историко-революционную тему, принимает участие в коллективной работе группы московских живописцев, создавших панораму «Штурм Перекопа». 
Во время Великой Отечественной войны совершает поездки на фронт, в действующую армию. Учавствовал в создании плакатов «Окна ТАСС».
В декабре 1942 года Комитет по делам искусств и Главное политическое управление Красной армии направили ряд художников на фронт, в их числе был и Финогенов. Он попадает в родной город — Сталинград, чтобы «увидеть и зарисовать его в период величайшей битвы». Там с декабря 1942 по февраль 1943 года художник вел дневник, который был опубликован в 1948 году («Сталинград. Декабрь 1942 — февраль 1943 года. Фронтовой дневник художника К. И. Финогенова»).

Финогенов (Сталинградский) Константин Иванович (1902–1989)
Плакат «Колхозники и колхозницы. Все для фронта»
Государственное издательство «Искусство». Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 83,5 × 60,5
НИМ РАХ


«Командование армии и дивизии делало все, что было возможно в боевой остановке, для облегчения моей работы. Большую чуткость и внимание проявляли ко мне бойцы. Они заботливо отыскивали защищенные от ветра места и устраивали, где это позволяли боевые условия, при помощи плащпалаток и остовов разбитых немецких автомашин, своеобразные кабинки, где я мог сидеть с альбомом и рисовать в затишье. Когда же пронизывающий мороз делал абсолютно невозможным дальнейшую работу и нужно было сделать перерыв и погреться, бойцы, что называется „наразрыв“, приглашали меня каждый в свою землянку, затапливали печь, угощали, кто чем мог, и все это на переднем крае во время ожесточенных зимних боев с отчаянно сопротивляющимся врагом. В результате моей работы день за днем в непосредственной близости от боев у меня составился своеобразный дневник в рисунках боевого пути 204 стрелковой дивизии в ее борьбе за Сталинград. Так как я жил и работал у переднего края и передвигался вместе с дивизией на каждый только что отбитый у немцев новый рубеж, то в рисунках нашли свое отображение места боев в степных балках между Доном и Волгой — на подступах к Сталинграду, бои на окраине города, вступление наших войск в Сталинград, бои в Царицинской части города, последний штурм центра города, где укрывался штаб немецкой армии. Кроме зарисовок боев я делал портреты воинов и командиров. Наряду с фронтовыми зарисовками сюда вошли и десять композиционных рисунков…».

                                                                    К. И. Финогенов. Фронтовой дневник 


Шмаринов Дементий Алексеевич

(1907–1999)


Родился в Казани. В 1919–1922 годах учился в Киеве, в студии профессора Киевского художественного института Н. А. Прахова, а в 1923–1928 годах продолжил обучение в Москве, в студии К. П. Чемко у Д. Н. Кардовского.
Работал преимущественно в области книжной графики, оформляя самые известные произведения русской и зарубежной классической литературы. Автор иллюстраций к таким книгам, как «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Капитанская дочка» и «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.
В октябре 1941 года многих работников культуры и искусства Москвы эвакуировали в Среднюю Азию. Шмаринов с семьей был эвакуирован в Киргизию, в город Фрунзе, где «по примеру московских „Окон ТАСС“, были организованы „Окна КирТАГ“». Художник вспоминал: «Я сразу же включился в работу и выполнил одно за другим „Окна Кир ТАГ„ №6, посвященное разгрому немцев под Москвой, №7 — большой трехчастный плакат о победе под Москвой, Тихвином и Ростовом, № 8 — о вандализме фашистской армии в Ясной Поляне и доме Чайковского в Клину. … Выполнял я и рисунки для местной газеты».
Летом 1942 года художник создал серию из двенадцати больших станковых листов, получившую название «Не забудем, не простим!». Эта серия неоднократно воспроизводилась по частям и полностью в периодической печати, а в 1943 году была издана отдельным альбомом. В том же году она была удостоена Государственной Сталинской премии.

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907–1999)
Плакат «Фашисты не пройдут!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 51,5 × 69
НИМ РАХ

«Война дала мне счастливое ощущение своей близости и нужности народу. Как художник я пережил прекрасное чувство сопричастности его жизни и борьбе. Только после испытаний Великой Отечественной войны я счел себя вправе взяться за осуществление давней мечты — иллюстрирование народной эпопеи Л. Толстого „Война и мир“, заполнившее почти семь последующих лет моей творческой жизни».

                            Д. А. Шмаринов. Годы жизни и работы

Шмаринов Дементий Алексеевич (1907–1999)
Плакат «Раздавить фашистское чудовище!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 60,5 × 84
НИМ РАХ

«Уже на следующий день мы были вызваны в отдел культуры ЦК партии вместе с другими деятелями искусства. … Кукрыниксам и мне было дано задание немедленно приступать к работе над военно-политическим плакатом. Я быстро сделал эскиз своего первого в жизни плаката, изобразив Гитлера в виде спрута с жадно протянутыми вперед щупальцами, и красноармейца, поражающего этого спрута штыком. Я начал выполнять плакат в натуре, но был вынужден прервать работу… Итак, с первых дней войны я был творчески мобилизован в качестве художника военно-политического плаката. Эта перестройка была нелегкой. Мне, как художнику-иллюстратору, привыкшему к пространственному, живописно-тональному языку, надо было искать другие средства выразительности — максимальную обобщенность, повышенную активность цветового силуэта, строгий отбор только самых необходимых изобразительных элементов. И самое трудное — надо было найти средства прямого эмоционального воздействия на зрителя…». 

     Д. А. Шмаринов. Годы жизни и работы

Эйгес Ольга Вячеславовна

(1910–1996)


Родилась в Смоленске. В 1930–1934 годах училась в Московском техникуме изобразительных искусств памяти восстания 1905 года у Н. Е. Якуба, в 1934–1939 годах — в Московском институте изобразительных искусств на отделении плаката у А. А. Дейнеки.
Как плакатист работала в Институте санитарного просвещения, Государственном цирке, создавала рекламные плакаты для «Интуриста». Работала декоратором в Театре имени Е. Б. Вахтангова.
Во время Великой Отечественной войны до 1943 года была в эвакуации в Чебоксарах, где работала в госпитале, делая зарисовки в операционных палатах. Вернувшись из эвакуации, вступила в бригаду художников-монументалистов под руководством В. А. Фаворского, занимавшуюся росписями интерьеров станций метро, административных зданий, санаториев. Работала в книжной и станковой графике.

Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 83,8 × 61,5
НИМ РАХ

Одинцов Владимир Григорьевич (1902–1957)
Плакат «Стальной лавиной раздавим врага!»
Государственное издательство «Искусство»
Москва, Ленинград
1941
Цветная литография. 87,4 × 59,1
НИМ РАХ

Одинцов Владимир Григорьевич

(1902–1957)


Первоначальное образование получил в городе Новосиль Тульской губернии. В 1922–1925 годах учился в Художественно-кустарном техникуме им. М. И. Калинина в Москве, посещал студию К. Ф. Юона. В 1926 году поступил на отделение монументальной живописи Вхутемаса, которое окончил в 1930 году. Учился у С. В. Герасимова.
В 1930-е годы участвовал в работе над оформлением московских улиц; в 1937 году — в создании монументального панно для Международной выставки в Париже; в 1939 году — в создании панно «Знатные люди Страны Советов» для Советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке под руководством В. П. Ефанова. 
В 1941 году руководил мастерской агитплаката «Окна ТАСС» в Перми. Автор плакатов «Разгромим фашистских угнетателей», «Уничтожим гитлеризм», «Они за это ответят». С репродукцией последнего плаката в годы войны выходит открытка тиражом 100 000 экземпляров. В 1942 году был командирован под Гжатск, затем — в Сталинград (декабрь 1942 — январь 1943).